В отличие от своих ближайших соперников McLaren продолжает вести модернизацию машины MCL35 до самого конца сезона, и в интервью Auto Motor und Sport технический директор команды Джеймс Ки объяснил, с чем это связано. Также он рассказал о том, как идёт подготовка к масштабным реформам 2022 года.
Вопрос: Почему в McLaren выбрали иной подход к модернизации машины, не такой, как в Renault и Racing Point?
Джеймс Ки: Наша стратегия в области модернизации отличается от подхода соперников, потому что до начала сезона мы даже не знали, как будем действовать. Тому есть три причины: во-первых, политика небольших шагов даёт нам свободу действий, когда приходится реагировать на проблемы, выявленные в ходе зимних тестов. Только на них мы видим наши слабости.
Во-вторых, стандартная программа доработки машины версталась ещё до начала кризиса, связанного с пандемией. В-третьих, нам пришлось определённым образом реагировать на изменения правил.
В 2021 году у нас уже не останется условных баллов (которыми регламентируется допустимый объём модернизации), поскольку мы переходим на двигатели Mercedes. Всё остальное, что мы хотим изменить в нашей машине, должно быть сделано в этом сезоне. Это диктует некие крайние сроки.
Приведу один лишь пример: работу над новым носовым обтекателем надо было завершить к концу сентября. У Renault и Racing Point такой проблемы не было. Я не хочу сказать, что от подхода к модернизации зависит исход борьбы за третье место в Кубке конструкторов. Скорее он зависит от того, насколько эффективно вы реализуете избранную вами стратегию.
Вопрос: Ваша команда должна будет израсходовать два условных балла, поскольку переходит на силовые установки другого производителя. Но если бы у вас, как у всех других команд, было бы два условных балла на модернизацию шасси, машина 2021 года существенно отличалась бы от MCL35?
Джеймс Ки: Пожалуй, да. Если бы у нас была полная свобода действий, машина изменилась бы, ведь на ней будет установлен другой двигатель. Я бы потратил условные баллы на это. Но мы не жалуемся. В FIA должны были быстро принимать решения в очень сложной и непредсказуемой ситуации. Главное, нужно было сэкономить деньги команд. Учитывать особое положение отдельной команды при этом было невозможно.
Вопрос: Насколько сложнее сейчас переходить на другие двигатели, чем десять лет назад?
Джеймс Ки: Намного сложнее. Полагаю, сейчас мне знакомы все двигатели, какие используются в Формуле 1. Когда мы имели дело с моторами V8, между шасси и трансмиссией было пространство, которое нужно было заполнить. Все двигатели были примерно одного размера, немного отличались только системы охлаждения.
Но архитектура была вполне понятной, поэтому было легко переходить с одного двигателя на другой. А сейчас силовая установка интегрирована с шасси, геометрию которого также предопределяют различные её компоненты, топливный бак, расположение турбины и компрессора, конфигурация выхлопной системы и компоновка системы охлаждения.
Если раньше можно было говорить о трёх или четырёх вариантах системы охлаждения, то теперь их семь. Поэтому сейчас, переходя на другие силовые установки, приходится учитывать множество факторов.
Вопрос: Команде, которые довольно рано переключились на подготовку к 2021 году, могут получить преимущество?
Джеймс Ки: Безусловно, если вы рано начали заниматься машиной 2021 года, вы получите некоторое преимущество. Но в нашем случае большинство областей, модернизацией которых мы занимались в этом сезоне, вполне отвечают задачам на 2021-й. Мы также относительно рано приступили к разработке новой машины из-за предстоящего перехода на другие двигатели.
Вопрос: В какой мере приходится идти на компромиссы, занимаясь доводкой существующего шасси, когда впереди переход на новый технический регламент? Насколько сложно будет в следующем году готовиться к 2022-му?
Джеймс Ки: Поскольку реформы очень масштабные, трудности будут. За годы карьеры я трижды был свидетелем подобных ситуаций: в 2009-м, 2017-м и в какой-то мере в 2014-м. Инженерам всегда хочется уделить всё возможное время разработке новой машины, но в реальности так не получается, ведь вы должны показывать результаты и в текущем сезоне.
На этот раз отличие в том, что прежние знания вам не очень-то пригодятся. В 2009-м, 2014-м и 2017-м изменения тоже были достаточно существенными, однако мы могли строить свою работу на прежних принципах. Но в 2022-м году всё начинается с чистого листа, ведь в будущих машинах применяется граунд-эффект. Мы понимаем, что это такое, но не можем полагаться на прошлый опыт.
Я поддерживаю переход на новый технический регламент. Хорошо, когда мы можете свободно творить и реализовать какие-то новые идеи. Это позволит двигаться вперёд ускоренными темпами. Но мы должны воспринимать реформы без всяких предубеждений и прежде всего чётко понимать, что предстоит сделать.
Только когда вы определитесь к общей концепцией, можно приступать к её детальной проработке. На этой стадии надо хорошенько разобраться, что работает, а что – нет.
Вопрос: Как далеко вы продвинулись в работе над машиной 2022 года до того момента, как был введён запрет на аэродинамические исследования, с ней связанные, действующий до 1 января 2021-го?
Джеймс Ки: Как и все остальные команды, мы уже провели первичные исследования в аэродинамической трубе, чтобы примерно определиться с дальнейшим направлением работы. Однако в тот период полной ясности с новым регламентом ещё не было. Тем не менее, мы получили важную информацию. Её достаточно, чтобы можно было постепенно заниматься анализом и обработкой этих данных, поэтому, когда мы возобновим аэродинамические исследования в 2021 году, у нас уже будет базовая концепция.
Вопрос: В 2022 году произойдёт самая масштабная революция в истории Формулы 1. Будут ли новые машины разных команд похожи друг на друга?
Джеймс Ки: Некоторое очевидное сходство будет, однако новые правила дают нам достаточно свободы, поэтому различия будут вполне заметны.
Вопрос: Все будут стараться найти в новом регламенте серые зоны. Что важнее: придумать некую гениальную идею или как можно внимательнее изучать правила?
Джеймс Ки: Надо сочетать эти два подхода. Прежде всего, концепция должна быть правильной, иначе вам никакие серые зоны не помогут. Эти работы должны идти параллельно. Большие группы специалистов занимаются концепцией, группы поменьше изучают регламент, чтобы понять, как можно максимально эффективно реализовать новые идеи.
Вопрос: Насколько новые машины будет медленнее?
Джеймс Ки: Я пока не знаю. Мы обсуждаем этот вопрос в команде, поскольку это необходимо понять. От скорости на круге зависят силы, действующие на машину, а от этого в свою очередь зависит конструкция многих её элементов.
Они однозначно будут медленнее, поскольку у нас будет меньше инструментов для генерирования прижимной силы. Но я не верю в пессимистические прогнозы, когда кто-то говорит, что они будут на семь секунд медленнее. Я рассчитываю на три секунды.
Источник: f1news.ru