В минувший уик-энд в команде Alfa Romeo отмечали важный юбилей, считая, что Гран При Турции стал 500-й гонкой в её истории, ведь в разные периоды она выступала в Формуле 1 как Sauber, как BMW-Sauber, а с 2019 года её титульным спонсором стала легендарная итальянская марка, поэтому название в очередной раз поменялось.

Но в команде из Хинвила есть только один сотрудник, который был свидетелем всех 500 Гран При с её участием – это Беат Цендер, тим-менеджер Alfa Romeo. Начинал он более тридцати лет назад с должности простого механика, которую выбрал не столько потому, что любил возиться с техникой – скорее в молодости его привлекала возможность путешествовать вместе с командой и посмотреть мир.

По сути, его карьера в автоспорте началась достаточно случайно: в газете он увидел объявление, что компании Sauber International Motorsport Петера Заубера нужны механики, и отправил своё резюме…

«Но Петер сказал, что я слишком молод и что у меня нет опыта работы в автогонках, – вспоминает Цендер. – Но хуже всего было то, что у меня не было особого интереса к спорту. Я посмотрел на прекрасную базу команды, на гоночные машины, и не проявил интереса ни к одной из них.

Но недели через три решил снова попытать счастья. Я позвонил Петеру, и оказалось, что он так никого и не нашёл. Но механики были нужны, и он меня нанял. Предложил контракт сроком на один год и сказал: «Попробуем».

Команда Sauber дебютировала в Формуле 1 в 1993 году, и за всё это время Беат Цендер пропустил только одну сессию – пятничную тренировку перед Гран При Италии 2008 года. Пришлось срочно вернуться домой, поскольку он узнал, что его отец серьёзно болен. Но как только опасность миновала, уже ко второй сессии свободных заездов он вернулся в Монцу.

Пару лет Цендер проработал механиком, после чего занял пост менеджера команды и по сей день выполняет эту работу, которая сначала казалась ему не очень привлекательной: «Когда мне её предложили, я отказался. До 1994 года я даже себе никогда не бронировал ни билеты на самолёт, ни отели. И вдруг неожиданно должен был отвечать за всю команду. Но Петер Заубер настаивал.

Я попросил дать мне сутки на размышление, после чего сказал: «Извините, но я механик, и мне нравится моя работа». Тогда он предложил альтернативный вариант: совмещать две должности. Я сказал, что попробую. И вот со второй половины сезона 1994 года с семи утра до шести вечера я был главным механиком, а после этого занимался решением организационных вопросов».

Почти за тридцать лет сотрудничества с Петром Заубером, основателем команды, Цендер успел очень хорошо его изучить: «Он настоящий швейцарец. Его фамилия в переводе с немецкого означает «чистый». И компания всегда отличалась безукоризненной чистотой. Петер всегда был таким. Он был хорошим начальником.

Он верил, что если вы хотите чего-то добиться, то надо прилагать дополнительные усилия. В этом плане он был образцом и показывал, какими качествам должны обладать настоящие гонщики. Кроме того, он всегда был очень честным. Возможно, для Формулы 1 даже слишком честным. Когда нас за что-то дисквалифицировали, это никогда не было связано с какими-то умышленными действиями, это происходило только из-за допущенных нами ошибок. И каждый раз ему было мучительно стыдно.

Поэтому он пользовался таким доверием. У него не было яхт или дорогих особняков. Все деньги, которые мы получали от спонсоров или зарабатывали, вкладывались в команду. Благодаря такому его отношению, мы смогли заполучить таких спонсоров, как Petronas и Red Bull, и эти компании до сих пор работают в Формуле 1.

Самый тяжёлый период и для Петера, и для меня настал, когда в BMW решили уйти из Формулы 1. У нас была большая организация, только в Швейцарии работало 470 сотрудников и ещё 250 в Мюнхене. И вдруг в одночасье в BMW решили уйти. И тогда именно Петер снова выкупил компанию, сделав это ради коллектива, ведь Sauber Motorsport была и остаётся его детищем. Но время тогда настало очень непростое, нам пришлось уволить 180 человек, это было тяжело.

2014 год в финансовом плане оказался катастрофически неудачным, поскольку новые силовые установки стоили намного дороже, чем двигатели V8. Наши долги накапливались с безумной скоростью. Когда Заубер не мог платить поставщикам, он очень сильно переживал. Для него принципиально важно было вовремя выплачивать зарплату, но на протяжении целых двух месяцев мы не могли этого делать – денег просто не было. Для Петера это было очень тяжело».

В итоге Петер Заубер и Мониша Кальтенборн смогли привлечь инвесторов, компанию Longbow Finance, что позволило обеспечить будущее команды, но её основателю пришлось продать свою долю Sauber Motorsport – уже во второй раз. Но в команде и по сей день живы традиции, которые закладывались ещё при нём.

«Это по-прежнему та же самая команда, она практически как семья, – подтвердил Беат Цендер. – Фредерик Вассёр – хороший руководитель, который продолжает дело, начатое Петером Заубером».

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ