Гонка #90 : 3 июля 1960 года. Гран При Франции (ACF). Реймс
Поул
Джек Брэбэм (Cooper T53) – 2.16,8 (218,5 км/ч)
Лучший круг
Джек Брэбэм (Cooper T53) – 2.17,5 (217,4 км/ч)
Победитель
Джек Брэбэм (Cooper T53) – 1:57.24,9 (212,1 км/ч)
Капризная дама Фортуна не раз вмешивалась в ход гонок Формулы 1. Во время этапа во французском Реймсе, состоявшегося в 1960 году, её симпатии были полностью на стороне техники Cooper. Несмотря на то, что автомобили Джона Купера и впрямь завоевали в том сезоне Кубок Конструкторов, ничто поначалу не обещало столь оглушительного успеха – четыре первых позиции на финише.
В Реймс участники Больших Призов приехали после трагического этапа в Спа, где два гонщика погибли и еще несколько, включая Стирлинга Мосса, получили тяжелые травмы. Потому важно было, чтобы французский этап прошел без малейших накладок. Однако гонка вновь началась с аварии – на первом ряду не среагировал на стартовый сигнал Грэм Хилл, в попытках объехать его BRM несколько гонщиков столкнулись между собой. Машина самого британца долго оставалась невредимой, но когда показалось, что Грэм сможет-таки уйти в гонку, его всё же протаранил Cooper французского ветерана Мориса Тринтиньяна.
К счастью, в аварии пострадала лишь техника – потому всё внимание переключилось на лидеров. Первую позицию оспаривали действующий чемпион Джек Брэбэм из заводской команды Cooper и Фил Хилл на первой в истории заднемоторной Ferrari. Дуэль проходила с переменным успехом – но только до того момента, когда на алой машине забарахлила трансмиссия, и Хилл сошел. Вскоре из-за схожей неполадки выбыл из борьбы и еще один пилот Скудерии – ехавший третьим Вольфганг фон Трипс.
Недолго оставался вторым и Иннес Айленд – его Lotus потерял ход из-за поломки передней подвески. Пара BRM, ведомых Дэном Генри и Йоакимом Боннье, оказалась вне игры после отказа двигателей.
Так и вышло, что следом за Джеком Брэбэмом к клетчатому флагу примчались пилот частной команды BPR Оливье Жендебьен и напарник победителя Брюс МакЛарен. Замкнул квартет сильнейших проводящий всего третью гонку в карьере Хенри Тейлор, также защищавший цвета BPR. Примечательно, что в этой команде использовали устаревшие автомобили прошлогодней модели – но все равно смогли добиться отличного результата.
Интересно…
В сезоне 1960 года очки смогли заработать невероятно много гонщиков. После французского этапа, который занимал в календаре шестую строчку, таких набралось уже 23, а по итогам всех десяти гонок – и вовсе 27. Перекрыто это достижение будет только 29 лет спустя…
Люсьен Бьянки
Буквально на первых метрах гонки в Реймсе из неё выбыл начинающий пилот Люсьен Бьянки. Итальянец, родившийся в Милане, всю карьеру провел под флагом Бельгии и добился множества побед в самых разных гоночных дисциплинах.
Когда отец работает механиком в гоночной команде, сыновья редко остаются равнодушными к технике. Вот и братья Людовико и Мауро Бьянки были частыми гостями в боксах Alfa Romeo, где с малых лет не просто крутились под ногами, но и познавали науку больших скоростей. В конце 40-х семейство перебралось в Бельгию – тамошний состоятельный джазмен Джонни Клэз регулярно участвовал в гонках, потому решил выписать себе профессионального механика.
В Брюсселе Людовико стал Люсьеном, а в его фамилии ударение постепенно сместилось с первого слога на второй. Отец проследил, чтобы оба сына прошли обучение техническому ремеслу у высококлассных специалистов Mercedes, Jaguar и Alfa Romeo. После этого до гонок оставалось сделать всего шаг – и в 1951 имя Люсьена Бьянки впервые появилось в стартовых протоколах: 17-летний гонщик дебютировал на ралли Alpine.
Он быстро вышел на серьёзный уровень, став чемпионом Бельгии, а затем показал себя настоящим универсалом, быстро освоив и другие дисциплины. Сам пилот признавался, что получает одинаковое удовольствие за рулём любого гоночного автомобиля. А о широте интересов Люсьена говорит хотя бы такой факт: как-то раз он решил выступить в гонке Indy 500 и даже прошел квалификацию, но на старт выйти не смог, поскольку умчался на «1000 километров Нюрбургринга», где одержал победу, и при этом его считали одним из самых талантливых раллистов Европы своего времени!
Выступал Бьянки и в Формуле 1, но поначалу делал это нерегулярно и без особого успеха. Приехав в 1959 году на Гран При Монако, бельгиец не прошел квалификацию на Cooper Формулы 2. Годом позже, на знакомой трассе в Спа, он финишировал шестым, и этот результат несколько лет оставался для Бьянки лучшим в чемпионате мира. Тем временем пилот выиграл ралли Льеж-София-Льеж, 6-часовые соревнования спортивных машин в Уоткинс-Глене и «12 часов Себринга».
Ну а самым успешным для него стал 1968-й. Люсьена пригласили на полный сезон в команду Cooper Формулы 1 и первую же гонку – она прошла в Монако – 33-летний пилот закончил третьим. Потом были победа на Ford GT40 в Ле-Мане и фантастическое выступление в одной из самых сложных гонок в мировой автоспортивной истории – сверхмарафоне Лондон-Сидней.
Изнуряющая дистанция длиной в несколько тысяч километров подходила к концу, и лидировавшему Люсьену Бьянки оставался лишь финальный бросок до долгожданной победы. Увы, на участке дороге, перекрытом для «гражданского» движения, Citroen бельгийца на высокой скорости протаранил машину двух местных жителей, которые оказались пьяными полисменами – и о триумфе пришлось забыть.
Весной 1969 года бельгиец проводил в Ле-Мане тесты нового спорткара Alfa Romeo. На длинной прямой Mulsanne из-за механической поломки машину резко дёрнуло в сторону – она врезалась в придорожный столб, что привело к мгновенной смерти пилота.
Брат Люсьена, Мауро Бьянки, тоже участвовал в соревнованиях, но с меньшими успехами (хотя как посмотреть – он стал трехкратным чемпионом мира в классе GT). Внуку Мауро, Жюлю Бьянки, прочили большое будущее, он добрался до Формулы 1 – и погиб от последствий аварии в Гран При Японии 2014 года.
Мир моторов в 1960-м: Mini
В конце лета 1959 года компания British Motor Corporation (BMC) начала продажи Mini – автомобиля, ставшего впоследствии одним из символов не только техники, но и культуры 60-х.
Говорят, его автор, знаменитый британский дизайнер сэр Алек Иссигонис сделал набросок будущей конструкции на простой бумажной салфетке. Также легенда гласит, что размеры автомобиля он определил очень просто: поставил четыре стула примерно так, как в салоне машины должны стоять водительское и пассажирское кресла, и нарисовал вокруг прямоугольник.
Руководство BMC поручило Иссигонису разработать суперкомпактный, недорогой и, главное, экономичный автомобильчик, который помог бы преодолеть последствия Суэцкого кризиса 1956-го года: из-за сложной обстановки на Ближнем Востоке в Великобритании были проблемы с бензином.
В итоге появился Mini: длина автомобиля составляла всего три метра, но за счет того, что колеса были расположены по углам кузова, в салоне вполне могли расположиться четыре человека. Четырехцилиндровый двигатель объемом около 1 литра был развернут поперек, что в сочетании с передним приводом, позволяло добиться исключительно плотной компоновки моторного отсека. В конструкции независимой подвески всех колес вместо традиционных пружин использовались резиновые конусы, из-за чего она была весьма жесткой, зато Mini отличалась великолепной управляемостью: по поведению на дороге машину сравнивали с картом. Кстати, это не удивительно: Алек Иссигонис еще в 30-е годы занимался автоспортом и знал толк в настройке шасси.
Благодаря врожденным гоночным повадкам Mini была словно создана для автоспорта: достаточно сказать, что с 1964-го по 1967-й гг. она трижды выигрывала труднейшее Rally Monte-Carlo. В 1966-м экипаж в составе Тимо Мякинена и Пола Истера, выступавший на спортивной Mini Cooper S, тоже показал лучший результат, но был дисквалифицирован: якобы, осветительные приборы машины не соответствовали регламенту. Дисквалификация наделала немало шума, который был только на руку производителю: продажи росли.
Mini выпускалась в десятке стран на разных континентах, пережила немало модернизаций и продержалась на конвейере сорок с лишним лет: последний экземпляр был выпущен 4 октября 2000-го года, а всего за это время было построено 5387862 автомобиля. Ни одна британская машина не разошлась большим тиражом.
В конце прошлого века был составлен рейтинг моделей и марок, в наибольшей степени повлиявших на прогресс в автомобильной сфере: Mini заняла второе место, уступив только легендарному Ford T.
С ранних 60-х Mini постоянно мелькала на киноэкранах, но свой поистине звездный час пережила в 1969-м: фактически, машина стала одной из главных героинь криминальной комедии The Italian Job («Ограбление по-итальянски»), где банда британских воров высшей квалификации использовала ее в качестве основного средства передвижения.
Поскольку машина довольно быстро приобрела культовый статус, ее с удовольствием покупали разного рода знаменитости. Переоборудованными по специальным заказам Mini пользовались участники легендарной четверки The Beatles: в частности, в коллекции Джорджа Харрисона хранился уникальный экземпляр, снимавшийся в фильме Magical Mystery Tour (режиссер Бернард Ноуэлс при участии самих битлов, 1967 г.). Харрисон много лет поддерживал машину в рабочем состоянии, в 1998-м году приехав на ней на гоночный фестиваль в Гудвуд.
В 80-х была выпущена ограниченная юбилейная серия Mini BAC-M30: машины прошли глубокий тюнинг, были оборудованы турбированными моторами мощностью 115 л.с. и отличались роскошной отделкой салона. Одна из таких машин, выкрашенная в знаменитый «британский гоночный зеленый цвет», в свое время была у Берни Экклстоуна.
После прекращения производства классических Mini, прославленная марка получила новую жизнь: баварский концерн BMW, в 90-х выкупивший корпорацию Rover Group (образованную еще в 60-х на базе BMC), а затем по частям её продавший, оставил себе только бренд Mini и организовал выпуск New MINI – славной машинки, дизайн которой навеян мотивами классического творения Алека Иссигониса.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось
Источник: f1news.ru