Российский гонщик Владимир Атоев тренирует молодых пилотов SMP Racing, являясь их тренером. В интервью F1News.ru Владимир подробно рассказал об особенностях своей работы и о том, по каким критериям молодых гонщиков отбирают в гоночную программу.

Вопрос: Владимир, объясните, в чём заключается работа тренера?
Владимир Атоев: Моя работа тренера заключается в передаче опыта молодым пилотам, хотя иногда приходится иметь дело с не совсем юными гонщиками. Раньше я работал с картингистами, но теперь работаю с гонщиками Формулы 4, других кольцевых серий, в том числе из кузовных, в которых выступают представители SMP Racing.

Работа заключается в совместном просмотре записей с камер на машинах. Я объясняю гонщику ошибки, как их можно исправить. Кроме того, мы обычно смотрим целиком записи гонок, чтобы оценить, как лучше обороняться, чтобы избежать той или иной ситуации, или как можно было обогнать.

Иногда полезно смотреть записи с камер с машин напарников и соперников. Благодаря этому можно увидеть большее количество ошибок и на чужом опыте объяснить, как можно было действовать в той или иной ситуации.

Кроме того, вместе с гонщиком мы анализируем телеметрию. Обычно мы втроём анализируем эти данные – я, гонщик и инженер. На телеметрии можно увидеть более мелкие детали, чем на записи с камер на машине. На камере лучше оценивать траектории, а на телеметрии можно детально рассмотреть точки торможения, оценить поведение машины, угол поворота руля.

Оценив подобные вещи, мы начинаем выбирать настройки машины. Инженер начинает задавать пилоту вопросы, я, если вижу между ними недопонимание, сразу же вступаю в разговор, чтобы гарантировать, что всё в порядке. На самом деле, в этой ситуации многое зависит от пилота. Иногда мешает элементарный языковой барьер, иногда происходит недопонимание в профессиональном техническом плане в силу того, что в картинге только в последние годы гонщики начали всерьёз работать с телеметрией.

В первом сезоне в Формуле 4 пилотам сложно даётся работа с телеметрией. Иногда им кажется, что всё просто, но они не понимают, что у них проблемы. Подобные моменты нужно быстро замечать и исправлять.

Другим аспектом работы тренера, в силу того, что приходится иметь дело с молодёжью, гонщиков приходится заставлять работать. Многое зависит от конкретного человека, но некоторых действительно нужно заставлять. Например, ты знаешь, что гонщик способен на что-то, но чтобы это показал на трассе, на него нужно давить.

Кто-то наоборот слишком переусердствует, и его нужно расслаблять. Кто-то расстраивается из-за того, что не может быстро получить результат, и этого человека нужно подбадривать.

Первые пару лет мне не очень просто давались эти аспекты работы, трудно было понять, кому именно что нужно, но потом стало получаться. Это был мой пятый полноценный год работы в качестве тренера в SMP Racing, и за столько лет я довольно быстро научился понимать особенности того или иного гонщика, и что нужно делать.

Вопрос: Сколько по времени занимает подготовка к этапу вместе с гонщиком?
Владимир Атоев: Примерно полдня. Вся эта работа происходит вместе с командой. Как правило, у команды есть записи с камер с машины прошлых лет, запись всей гонки целиком можно и в Интернете найти.

Как я сказал, подготовка заключается в просмотре записей с камер и изучении телеметрии поворот за поворотом. Если инженер грамотный и опытный, он может сразу указать на конкретные места, в которых возникают ошибки у гонщика, который в первый раз приезжает на конкретную трассу.

Следующая стадия подготовки – прогулка по трассе. Мы – пилот, инженер, тренер – пешком проходим круг. Иногда мы берём с собой ноутбук или планшет, чтобы непосредственно в конкретном повороте посмотреть записи с камер. Прогулка по трассе, в зависимости от её протяжённости, занимает примерно полтора часа.

Вопрос: На что вместе с гонщиком вы обращаете внимание, когда идёте круг по трассе?
Владимир Атоев: Во время прогулки важно уделить внимание поверхности трассы. Посмотреть на наличие кочек, угол наклона трассы, оценить гладкость и высоту поребриков, насколько глубоко можно заезжать на тот или иной поребрик, не будет ли машина цеплять днищем, если пропустить его между колёс. Насколько сильно можно срезать тот или иной поворот, не повредит ли это подвеску, не скажется ли это отрицательно на эффективности торможения.

Вопрос: С кем из молодых гонщиков вы работали в 2020 году?
Владимир Атоев: В 2020-м половину сезона я работал с Ириной Сидорковой. В этом году она участвовала в российской серии кольцевых гонок в классе Туринг-лайт. Вторую часть сезона, хотя по факту получилось пять этапов немецкой Формулы 4 и три этапа итальянской Формулы 4, я работал с Кириллом Смалем.

Вопрос: Давайте подробнее остановимся на выступлениях Кирилла. Насколько вы довольны его прогрессом и что от него можно ждать в следующем сезоне?
Владимир Атоев: Даже человеку далёкому от автоспорта, легко оценить его прогресс, проанализировав результаты в начале, середине и в конце года. В самом начале ему было тяжело даже в немецком чемпионате финишировать в первой пятёрке, а закончил Кирилл сезон на подиуме в итальянской Формуле 4, которая в этом году сильнее немецкой.

В немецкой Формуле 4 почти всегда шли дожди, так что Кирилл накопил большой опыт выступлений на мокрой трассе. Что касается прогресса, то я его видел на каждом этапе, но особо этому не удивлялся, поскольку в первом сезоне любой тестовый день, любая гонка вносят огромный вклад.

В первом-втором сезоне в «формулах» после картинга чувствуешь большой прогресс буквально с каждым днём, поэтому в прогрессе Кирилла нет ничего удивительного. Я считаю, что он проделал очень хорошую работу.

Вопрос: Какая гоночная программа запланирована для Смаля на следующий год?
Владимир Атоев: Думаю, он продолжит выступать в Формуле 4.

Вопрос: По каким критериям в SMP Racing выбирают молодых картингистов в свою программу?
Владимир Атоев: В картинге немного опрометчиво делать выводы о способностях того или иного гонщика, основываясь только на результатах. Гораздо важнее наблюдать за чемпионатом России по картингу, при этом особое внимание уделять европейским картинговым чемпионатам, чтобы отслеживать пилотов.

Благодаря этому можно рассмотреть потенциал в гонщике, который не показывает результатов в силу каких-то финансовых проблем, или особенностей команды, в которой он выступает, или в отсутствии правильного менеджмента со стороны родителей или того, кто занимается карьерой пилота.

Этой работой занимаются несколько человек, в том числе я, Мария Бадалова, Пётр Алёшин. Мы отслеживаем в картинге юных талантов.

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ