В интервью гонкогскому изданию Hypebeast Валттери Боттас рассказал, как пришёл в автоспорт, о том, как переживет неудачи, и о задачах на этот сезон.
Вопрос: В каком возрасте вы занялись картингом? Вы всегда мечтали стать гонщиком Формулы 1?
Валттери Боттас: Я сел за руль карта в пять лет, а в шесть уже впервые участвовал в гонке. После этого я больше 10 лет занимался картингом. Едва начав доставать до педалей карта, я сразу подумал, что стану гонщиком Формулы 1. Я сразу же, с первого круга выбрал такой путь – настолько мне понравилось гоняться, ведь это было соверешенно новый для меня опыт. Такие скорости и то, что машина полностью тебе подчиняется – всё это было очень интересно и доставляло мне удовольствие.
Вопрос: Помимо Формулы 1 вам нравится ралли, а в прошлом октябре вы даже протестировали внедорожный электромобиль класса Extreme E. Насколько ралли отличается от Ф1? Какие навыки можно использовать и там, и там?
Валттери Боттас: Ралли – совершенно другой вид автоспорта, там другой стиль пилотирования. В ралли важнее реакция, там надо больше полагаться на твои инстинкты, потому что машина почти постоянно скользит. Я участвую в ралли в основном ради удовольствия – во-первых, это очень интересно, во-вторых, помогает оттачивать навыки пилотирования и поддерживать форму, что, безусловно, пригождается в любых других категориях.
В раллийной машине всё не так, как в Формуле 1, но всё равно вы примерно представляете, как правильно ею управлять. Рано или поздно вы с этим разберётесь. Я дважды выступал в ралли и планирую повторить этот опыт – возможно, зимой на Arctic Rally в Финляндии.
Вопрос: Те, кто недавно стал следить за Формулой 1, возможно, не понимают, насколько там высоки физические нагрузки. В 2015-м вы получили травму спины, заехав на поребрик в Мельбурне. Что можно сказать об этих нагрузках? Как часто вы тренируетесь, чтобы с ними справляться?
Валттери Боттас: Нагрузка есть – это точно. Чем дольше выступаешь в автоспорте, в гонках на одноместных машинах и особенно в Формуле 1, тем больше тело к этому привыкает. Но поскольку сезон состоит из 23 гонок, плюс проводятся тесты, то действительно приходится нелегко. Гоночный уик-энд – хорошая тренировка сама по себе, но всё равно надо постоянно укреплять определённые группы мышц, а для этого нужны тренировки. Я постоянно тренируюсь в свободное время.
Мне нравятся кардиотренировки, поэтому я часто занимаюсь бегом или велоспортом, но я также по возможности делаю силовые упражнения. В межсезонье мы тренируемся ещё интенсивнее: иногда два раза в день, чтобы быть в форме. Но как я сказал, чем больше гоняешься, тем больше привыкаешь к перегрузкам, а мы их испытываем круг за кругом в каждом повороте.
Вопрос: Больше десяти лет назад вы прошли обязательную службу в финской армии. Больше всего впечатляет, что вы дослужились до младшего капрала. Чему вас научила армия, что вы используете в гоночной карьере?
Валттери Боттас: По-моему, я проходил службу зимой 2008-2009 года. У меня было ощущение, что именно она сделала из меня настоящего мужчину. Однозначно, за это время лучше узнаёшь себя, учишься работать в команде и понимаешь особую прелесть общего стремления к каким-то достижениям. Конечно, армия не помогла мне развить гоночные навыки, но зато я научился стрелять и разжигать костёр в 30-градусный мороз, который для финской зимы – обычное дело.
Это был по-своему интересный опыт, я научился дисциплине и смог на многое взглянуть иначе. Я помню, как у нас была двухнедельная учебная программа в лесу, и приходилось спать в холодных условиях. Когда мы вернулись в основной лагерь, я был так счастлив, что могу поспать на нормальной кровати в казарме.
Вопрос: Вернёмся к разговору об автоспорте: вы провели несколько успешных сезонов в Williams, а затем перешли в Mercedes. Тогда вы заменили Нико Росберга, который ушёл из команды сразу после завоевания титула. Переход в новую команду был связан с прессингом?
Валттери Боттас: Да, я чувствовал большую ответственность. Я заменил гонщика, который только что завоевал титул, а затем решил завершить карьеру. Я был следующим на очереди, и команда выбрала меня, так что в этом спорте всегда существует определённый прессинг. Это был большой шаг в моей карьере, и я должен был по максимуму использовать свой шанс, добиться результатов и получить контракт на следующий год.
Я должен это делать каждый год, ведь в Формуле 1 нельзя расслабляться. Со временем учишься как-то с этим справляться. К счастью, мне потребовалось всего несколько гонок, чтобы добыть первую победу и тем самым заслужить доверие команды.
Вопрос: Всё это время в Mercedes вы были напарником Льюиса Хэмилтона, который теперь стал семикратным чемпионом мира. Как вам работается с ним?
Валттери Боттас: Быть напарником Льюиса нелегко, ведь он очень быстрый в квалификациях, а особенно в гонках. Именно поэтому я стараюсь больше атаковать, прилагать больше усилий или пробовать что-то новое – я знаю, что должен выложиться по полной, чтобы его опередить. Приходится непросто, но это хороший стимул. На самом деле, было очень интересно. Мы отлично сработались и вместе с командой многого добились за четыре года – всё это мотивирует, настраивает продолжать действовать в прежнем ключе.
Вопрос: Ваша команда доминировала в спорте с тех пор, как началась эпоха гибридных силовых установок, но в этом году в Red Bull Racing прибавили в скорости. У Mercedes есть чем ответить?
Валттери Боттас: Я уверен, что мы способны на большее. В этом году мы выступали несколько хуже, чем обычно, но к счастью, впереди ещё много гонок. Я думаю, что команда может добиваться более высоких результатов и опередить Red Bull Racing. Мы им уступили в нескольких Гран При, но я надеюсь, что на предстоящих этапах мы прибавим. Если не удаётся побеждать, то надо зарабатывать как можно больше очков. Но чтобы завоевать титул, нужны победы. Думаю, что у нас правильный настрой.
Вопрос: Многие связывают спад результатов Mercedes в этом году с изменением регламента на аэродинамику, больше повлиявшим на Mercedes и Aston Martin, которые используют концепцию низкого рейка, нежели на тех, у кого машины с высоким рейком, как у Red Bull Racing. Что вы об этом думаете? Стало ли сложнее пилотировать?
Валттери Боттас: Да, новый регламент и ограничения в области аэродинамики сказались на нас. На предсезонных тестах мы поняли, что у машины уже нет прежней прижимной силы, и сцепление с трассой стало хуже. Шасси у нас прошлогоднее, и изменения в аэродинамике повлияли на баланс машины, возможно, в большей степени, чем на Red Bull Racing. В этом плане сезон оказался не самым простым, но как я уже сказал, мы с командой способны на большее и готовим аэродинамические новинки к предстоящим гонкам. Надеюсь, они помогут вернуть прежнюю скорость.
Вопрос: Кстати, после слов Тото Вольффа по поводу новинок для машины этого года возникла некоторая путаница: команда по-прежнему готовит новинки для этой машины или полностью переключилась на подготовку к следующему сезону?
Валттери Боттас: На базе мы больше не занимаеся модернизацией этой машины, однако новые решения всё равно появятся, ведь исследования в аэродинамической трубе проводились какое-то время назад, и эти решения появляются на W12 не сразу.
У нас были новинки в Сильверстоуне, и я надеюсь, что через некоторое время появится что-то ещё, но вскоре работу с этой машиной придётся прекратить: в следующем году изменится регламент, и команде надо найти баланс в работе с двумя проектами.
Вопрос: За последние пару лет были ситуации, когда всё складывалось против вас: можно вспомнить хотя бы инцидент на пит-стопе в Монако. В какой-то степени это просто невезение. Сложно ли гонщику, который ведёт борьбу за высокие позиции, справляться с моментами, когда ситуация выходит из-под контроля?
Валттери Боттас: Это невесело. Иногда не знаешь, плакать или смеяться – такое ощущение, что мне слишком часто не везло. Но что я могу сделать? Иногда повлиять на происходящее невозможно, поэтому надо просто двигаться дальше.
Больше всего обидно, когда я сам допускаю ошибку или выступаю не так, как должен. Но я всегда старался делать выводы из каждой ситуации. Этот сезон – не самый удачный в плане результатов, ведь нам не хватает скорости, но мы не сдаёмся, и впереди ещё много гонок.
Вопрос: В дождевой гонке в Имоле вы попали в серьёзную аварию. Что чувствует гонщик в такой ситуации? О чём вы думали в тот момент?
Валттери Боттас: Это было невесело. Знаете, теперь я могу посмеиваться над этим, ведь, к счастью, не произошло ничего серьёзного, несмотря на высокую скорость и довольно узкие зоны безопасности на той трассе. В такой ситуации вы становитесь пассажиром и просто ждёте удара. Вы не знаете, чем всё закончится. Вы не можете контролировать машину, от вас не зависит, куда придётся следующий удар, так что это неприятно. К счастью, последний удар пришёлся на переднюю часть машины, а барьер был достаточно широким, поэтому он поглотил часть энергии столкновения. Всё могло быть намного хуже. Оказавшись в подобной ситуации, просто проклинаешь происходящее и ждёшь удара.
Вопрос: Учитывая развитие событий по ходу сезона и борьбу с Red Bull Racing, на какой результат вы рассчитываете в конце года?
Валттери Боттас: Мы хотим опередить Red Bull Racing в борьбе за Кубок конструкторов. Я хочу отыграть как можно больше позиций в личном зачёте, но стараюсь готовиться к каждой гонке по отдельности и сосредоточиться на своих задачах.
Конечно, главная цель – побеждать, но если не получится, то я хочу заработать как можно больше очков для команды. Я должен двигаться постепенно и не задумываться о том, что ждёт меня в будущем. Наша команда хочет побеждать в этом году.
Источник: f1news.ru