14 февраля давние поклонники Формулы 1 вспоминают Ронни Петерсона, невероятно быстрого гонщика, которому сегодня могло бы исполниться 77 лет, но его жизнь трагически оборвалась на следующий день после тяжёлой аварии, в которую он попал на Гран При Италии 1978 года.

В Швеции, на родине Петерсона, его помнят и считают национальным героем: в городе Эребру установлен памятник в его честь, а в 2017 году вышел документальный фильм «Супершвед», рассказывающий о карьере Ронни. Он выступал в чемпионате мира с 1970 года, за неполных девять сезонов одержав 10 побед, выиграв 14 поул-позиций и 26 раз поднявшись на подиум.

Любые попытки составить рейтинг лучших гонщиков всех времён и народов – дело спорное, но Петерсон однозначно входит в элиту Формулы 1. В начале 70-х никто не сомневался, что Ронни уготована слава суперзвезды. Природа наделила его удивительным даром: мало кто из гонщиков того поколения мог сравниться с ним в умении идеально контролировать машину на запредельных скоростях.

Знатоки истории приводят такой пример: в июле 1978-го в Брэндс-Хэтч Петерсон выиграл свой предпоследний поул, хотя ему не досталось специальных квалификационных шин, а в баке его машины было больше топлива, чем у Марио Андретти, его напарника по Lotus. Однако Ронни опередил американца, у которого в команде был статус гонщика номер один, более чем на две десятых, заодно установив новый рекорд трассы.

Ронни рано начал заниматься картингом, затем продолжил карьеру в Формуле 3, в конце 60-х став двукратным чемпионом Швеции, и вскоре на него обратили команды европейского уровня. Он дебютировал в Формуле 1 в составе частной команды Колина Краббе, использовавшей клиентские машины March. Его первой гонкой был Гран При Монако, и он сразу финишировал седьмым, едва не заработав очки.

Но возможности Colin Crabbe Racing были весьма скромные, поэтому в дебютном сезоне тот результат так и остался лучшим достижением Петерсона, но молодой швед заработал репутацию быстрого и надёжного гонщика, поэтому уже в следующем году выступал за команду March и на этот раз занял в Монако 2-е место.

Именно в 1971-м он стал восходящей звездой Формулы 1: пять подиумов и ещё несколько результативных гонок позволили Ронни стать вице-чемпионом мира. А титул в том году во второй раз завоевал Джеки Стюарт. Но Петерсон тоже не остался без наград: он тогда совмещал Формулу 1 с выступлениями в Ф2 и выиграл эту серию.

В 1972-м машина March не отличалась скоростью, но Петерсон делал всё, что было в его силах, а самое главное – стал кумиром болельщиков благодаря яркому стилю пилотирования. Он настолько хорошо чувствовал машину, что смело проходил повороты в скольжении, а это всегда вызывает восторженную реакцию публики.

В 1973 году Ронни перешёл в Lotus, в то время это была чемпионская команда. Одержав четыре победы и ещё три раза поднявшись на подиум, он занял третье место по итогам сезона, уступив только Джеки Стюарту и своему напарнику, Эмерсону Фиттипальди.

Петерсон продолжил выигрывать гонки и в 1974-м, но в 1975-м Lotus преследовали проблемы. Радикальная по конструкции машина Lotus 76, созданная Колином Чэмпэном, оказалась на редкость неудачной, поэтому гонщикам команды пришлось выступать на старой Lotus 72E, разработанной двумя годами ранее. Неудивительно, что Ронни заработал за сезон только шесть очков и в следующем сезоне вернулся в March.

Хотя это был не лучший выбор, поскольку техника этой команды была весьма ненадёжной, Петерсон всё-таки выиграл Гран При Италии, после чего подписал контракт с Tyrrell.

В 1977-м в 17-ти гонках у него было 11 сходов, из них восемь – по техническим причинам, однако один раз он смог подняться на подиум. Многие удивились, что в 1978 году Ронни решил вернуться в Lotus, хотя его отношения с основателем и руководителем команды Колином Чэмпэном оставались не лучшими. Зато Lotus 78, а затем и Lotus 79 считались самыми быстрыми машинами чемпионата.

У Петерсона был статус гонщика №2, поскольку команда делала ставку на Андретти, который в итоге и стал чемпионом мира. Швед одержал две победы, но ещё в четырёх гонках был вынужден пропустить напарника вперёд, поэтому довольствовался вторым местом.

За три этапа до конца сезона Петерсон формально сохранял шансы на титул, и говорят, что Андретти даже предложил ему придерживаться условий контракта только в Монце, после чего, не взирая на договорённости с командой, свободно соперничать в двух оставшихся гонках.

Но судьбе был угодно распорядиться иначе. На тренировке перед Гран При Италии Ронни повредил свою Lotus 79, поэтому ему пришлось стартовать на машине предыдущей версии, Lotus 78. На старте произошла странная история: сигнал светофора был дан раньше, чем нужно, когда в последних рядах машины ещё не успели занять свои места на стартовом поле.

Петерсон начинал гонку из третьего ряда, но тронулся с места не лучшим образом, и его сразу опередили несколько соперников. В первой шикане образовалось скопление машин, которые вынуждены были резко замедлиться, и Джеймс Хант, пытаясь избежать столкновения с Arrows Рикардо Патрезе, резко принял влево, что привело к массовой аварии, одной из жертв которой стал Петерсон.

Его Lotus отрикошетила в барьеры с левой стороны трассы и загорелась. Хотя Хант и Клей Регаццони успели вытащить Ронни из обломков объятой пламенем машины, он получил серьёзные ожоги и множественные переломы ног. В госпитале ему была сделана срочная операция, но начались осложнения, и на следующее утро Формула 1 была шокирована известием о его смерти.

Марио Андретти был одним из последних, кто успел навестить напарника в госпитале. Авария Петерсона означала, что американец становился чемпионом мира.

В 1979-м Джордж Харрисон посвятил Ронни песню Faster – экс-битл был страстным поклонником Формулы 1. Маркус Эриксон, последний на сегодняшний день представитель Швеции в Формуле 1, в Гран При Монако 2014 года выступал в шлеме, дизайн которого повторял оформление шлема Петерсона.

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ