Индианаполис’57: Дэвид Эпперли

Гонка #59: 30 мая 1957 года. 500 миль Индианаполиса

Поул
Пэт О’Коннор (Kurtis Kraft 500G) – 4.10,09 (231,66 км/ч)

Лучший круг
Джим Ратманн (Epperly/Salih) – 1.02,75 (230,82 км/ч)

Победитель
Сэм Хэнкс (Epperly/Salih) – 3:41.14,25 (218,23 км/ч)

В “500 милях” планировал выступить Джузеппе Фарина. Первый в истории чемпион Формулы 1 готовился основательно – обзавелся собственной бригадой механиков и купил шасси Kurtis Kraft. Освоиться на овалах ветерану помогал местный пилот Кит Эндрюс. Однако проект не был доведен до конца. На тренировках Эндрюс попал в серьезную аварию и погиб. После этого Фарина отказался от своих планов.

Главным героем 500-мильной гонки 1957 года стал Сэм Хэнкс. Стартовав с 13-й позиции, американский ветеран первый круг закончил восьмым, а к 40-му вышел в лидеры. После этого интрига оказалась исчерпана. Уступая позицию лишь на короткие отрезки для пит-стопов, Хэнкс одержал уверенную победу.

Его самым серьезным соперником стал Пол Руссо – опытный гонщик занимал первую позицию в дебюте гонки, а затем неотступно следовал за Сэмом, но ещё до середины дистанции мотор на Kurtis Kraft Руссо стал терять мощность – это не позволило пилоту поспорить за победу, в итоге он финишировал четвертым.

Зато на второе место смог пробиться с предпоследнего Джим Ратманн, показавший попутно лучшее время круга. Он выступал на такой же, как у победителя, машине Epperly/Salih, но в итоге уступил лучшему результату более 20 секунд. Замкнул призовую тройку Джимми Брайан.

Любопытно, что победа в Индианаполисе стала для Сэма Хэнкса первой на знаменитой трассе, хотя добиться её гонщик пытался с начала 30-х. Покорив главную высоту американского автоспорта, в конце того же 1957 года пилот из Огайо завершил карьеру и cnfk директором гонок на автодроме в столице Индианы – эту должность он занимал до 1979 года.

Дэвид Эпперли


Машину для победителя “500 миль Индианаполиса” 1957 года построила компания Epperly. Её основатель родился в 1913 году в небольшом городке на востоке США и поначалу никак не был связан с миром автогонок. Дэвид Эпперли по прозвищу “Куин” учился на авиаконструктора, в годы войны был резервистом американской береговой охраны, потом работал в самолётостроительной компании Lockheed and Pacific Airmotive.

Всё изменилось в конце 40-х, когда инженера пригласили в небольшую фирму Kurtis Kraft. Её босс Фрэнк Кёртис был главным американским производителем гоночной техники, а Эпперли вскоре занял пост одного из ведущих конструкторов. Прошло несколько лет, и Дэвид понял, что может заниматься созданием шасси для “овальных” гонок самостоятельно.

Первая машина, носящая имя Epperly, вышла на старт в Индианаполисе в 1955-м. Еще через два года пришел успех – Сэм Хэнкс выиграл легендарную 500-мильную гонку. Правда, историки до сих пор продолжают спор о том, кого же считать создателем его машины. Дело в том, что оригинальное шасси Epperly серьезно доработал старший механик команды Хэнкса Джордж Салих. Он расположил двигатель – рядную “четвёрку” – почти горизонтально, что позволило сделать силуэт машины низким и обтекаемым. Это и стало залогом победы.

Год спустя завершившего карьеру Хэнкса за рулем сменил Джимми Брайан – и тоже финишировал первым, причем шасси даже не перекрашивали. Более того, в первой пятерке итогового протокола 1958 года лишь один гонщик выступал не на машине Дэвида Эпперли. В дальнейшем созданную им технику можно было увидеть в Индианаполисе вплоть до 1960 года, когда третьим в “500 милях” стал Пол Голдсмит.

Затем “Куин” переключился на новый проект и стал одним из американских пионеров использования заднего расположения моторов. Также он создал автомобиль “Дух Америки”, предназначенный для установления абсолютного рекорда скорости на земле.

В дальнейшем американец увлёкся гоночной историей, занялся поиском и реставрацией старой техники. Он находил раритетные машины и моторы – и восстанавливал их до первоначального состояния для участия в различных исторических фестивалях. Дэвид “Куин” Эпперли ушел из жизни через несколько дней после наступления XXI века.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ