На презентации новой машины Mercedes управляющий директор Mercedes AMG High Performance Powertrains Хайвел Томас рассказал о процессе создания обновленной версии силовой установки.

Вопрос: Хайвел, к этому сезону в Mercedes подготовили обновленную силовую установку Mercedes-AMG F1 M12 E Performance. Что вы можете сказать о ней?
Хайвел Томас: Регламент на моторы остается стабильным уже восьмой сезон подряд, соответственно, мы очень хорошо понимаем, как работают гибридные силовые установки. Нынешняя версия – это привычная силовая установка Mercedes-AMG, однако мы приложили немало усилий, чтобы сделать её более совершенной. При неизменном регламенте с каждым годом становится труднее добиваться прогресса, потому необходимо концентрироваться на конкретных областях. Таких областей мы выбрали три.

Во-первых, мы продолжили развивать заложенные в моторе технологии. Это продолжающийся процесс, и есть ощущение, что мы снова сделали шаг вперед. Во-вторых, надежность – в прошлом году мы обнаружили определенные проблемы на этапе производства и приняли меры, чтобы их устранить. В-третьих, мы подготовили принципиально новые технические решения, которые впервые будут использоваться в гоночной силовой установке. Последнее было особенно непросто, поскольку предыдущий сезон завершился довольно поздно, зимний перерыв оказался короче, чем обычно, и у нас было меньше времени на подготовку, что потребовало дополнительных усилий.

Вопрос: Поскольку регламент на моторы во многом остался неизменным, чем нынешняя силовая установка отличается от прошлогодней?
Хайвел Томас: Мы продолжили работу над повышением термического КПД двигателя внутреннего сгорания. Стремясь добиться наилучшей эффективности сгорания топлива, мы реализовали немало доработок в самом двигателе, а еще модифицировали турбонагнетатель, чтобы минимизировать негативный эффект на процесс теплоотвода. Из всех доработок эти в наибольшей степени влияют на мощность и эффективность всей силовой установки.

Кроме того, мы постарались добиться большей надежности. В 2020-м в блоке цилиндров мы использовали алюминий, эта структура оказалась не настолько надежной, как мы предполагали, потому мы стали использовать новый сплав. Еще мы доработали систему рекуперации энергии. Расписание сезона предусматривает 23 гонки, надежность должна быть безупречной – мы много над ней работали и надеемся, что наши усилия себя оправдают.

Вопрос: В конце предыдущего сезона у силовых установок Mercedes наблюдались проблемы с модулем MGU-K. Какие меры были предприняты, чтобы избежать повторения тех проблем?
Хайвел Томас: В 2020-м мы использовали версию модуля MGU-K, кардинально отличавшуюся от предыдущих. Это позволило добиться существенного прироста в эффективности, однако в производстве и сборке новинка оказалась невероятно сложной. Много раз модуль MGU-K сохранял работоспособность на протяжении всего цикла эксплуатации и функционировал ровно так, как требовалось, но случались и поломки до исчерпания ресурса. При подготовке к этому сезона мы заново проанализировали процесс создания MGU-K и поняли причины отказов. Мы внесли корректировки и надеемся, что более стабильный процесс производства и сборки поможет добиться лучшей надежности.

Вопрос: В этом году наряду с Aston Martin и Williams силовые установки Mercedes получит команда McLaren. Что это значит для вашего коллектива из Бриксуорта?
Хайвел Томас: Для нас возможность снова работать с McLaren сродни встрече со старыми друзьями. Кое-кто из наших специалистов ранее работал со специалистами McLaren, эти люди в восторге от новой возможности сотрудничать. Конечно, появление третьей клиентской команды повышает нашу нагрузку, мы должны подготовить больше моторов к зимним тестам и первой гонке сезона, но притом нам не хочется из-за этого сколь-нибудь раньше прекращать процесс разработки. Соответственно, растёт нагрузка на внутренние и внешние цепочки поставок, а также на подразделения сборки и тестирования, но я не сомневаюсь, что они справятся с таким вызовом. Взамен мы получаем еще одну группу специалистов по работе над шасси, которые анализируют, насколько хорошо наша силовая установка интегрирована в их шасси, как она взаимодействует с остальными узлами. Далее эти люди начинают задавать нам вопросы о том, как сделать эту интеграцию более эффективной, а мы, в свою очередь, можем использовать все наработки как в нынешнем сезоне, так и в последующие годы.

Вопрос: В 2022 году вступают в силу наиболее масштабные изменения в истории Формулы 1. В какой мере это уже отразилось на процессах в Бриксуорте?
Хайвел Томас: Изменения 2022 года – вызов для всех в Формуле 1. Да, для силовых установок они не настолько революционные, как для шасси, но всё равно потребуется определенная адаптация. Начиная со следующего сезона в моторах должно использоваться топливо Е10, которое на 10% состоит из этанола, полученного из возобновляемых источников. Похожее по составу топливо можно найти на обычной заправке, на первый взгляд нововведение не кажется радикальным, но на деле меняется сам процесс сжигания топливной смеси, и вот необходимо проделать большую работу. Кроме того, мы должны соответствовать дополнительным метрикам, установленным FIA – следовательно, потребуется доработать всю контролирующую электронику.

Конечно, наиболее масштабные изменения в следующем году затронут шасси, машины будут выглядеть совсем иначе, чем сейчас. Это коснется и нас, мотористов, ведь нам предстоит интегрировать силовую установку в совершенное иное шасси. Постепенно специалисты по шасси будут лучше понимать, как сделать машину более быстрой, как оптимально разместить все узлы и системы – этот процесс неизбежно затронет и мотор. Мы уже начали работу в этом направлении, так как изменения должны были вступить в силу уже в 2021-м, но настоящий вызов начинается сейчас. Этот год будет очень непростым, нам предстоит отвечать на все вызовы, с которыми мы можем столкнуться по ходу сезона, и одновременно разбираться в корректировках на 2022-й, чтобы по максимуму использовать все возможности. Наша способность находить прорывные идеи и реализовывать их разумными ресурсами в этом году будет особенно важна.

Вопрос: В прошлом году были утверждены ограничения на доработку силовых установок. Как это сказалось на подготовке к нынешнему сезону?
Хайвел Томас: В первой половине 2020 года ответ на пандемию COVID-19 производители силовых установок договорились об определенных правилах и ограничениях, призванных гарантировать спорту стабильность в долгосрочной перспективе. Над некоторыми из этих правил работа велась довольно давно, но ситуация потребовала ускорить их вступление в силу. Мы договорились сократить количество часов работы на динамических стендах, и это, конечно, сказалось на наших процессах. Количество часов в аэродинамической трубе сокращалось на протяжении нескольких лет, а в случае с динамическими стендами ограничения вступили в силу немедленно. Теперь нам приходится заранее решать, на чём сосредоточиться, поскольку мы не можем тратить драгоценное время работы динамических стендов на идеи, которые не найдут применения в машине. Кроме того, отныне каждый производитель может всего один раз за сезон провести обновление своей силовой установки – то есть, все доработки, которые раньше можно было постепенно внедрять по ходу сезона, теперь нужно представить в один момент, и этот момент должен быть стратегически верным.

Вопрос: В прошлом году в Mercedes представили свою стратегию в области экологии. Это повлияло на работу подразделения в Бриксуорте?
Хайвел Томас: Вся автомобильная отрасль несёт ответственность за заботу об экологии, и хорошо, что наша команда ставит перед собой очень амбициозные задачи в этой области. В то же время FIA и FOM стараются сделать так, чтобы все в Формуле 1 одновременно двигались в сторону позитивных изменений – например, за счёт перехода на топливо, получаемое из возобновляемых источников.

Ещё мы стремимся снизить негативное влияние наших заводов на окружающую среду, этот процесс начался несколько лет назад с мероприятий вроде установки солнечных батарей. За прошлый год мы сделали качественный рывок в этом направлении, и сейчас наш технологический центр в Бриксуорте имеет так называемый нулевой углеродный след. Мы намерены и дальше работать над тем, чтобы автоспорт в целом стал более экологичным.

Вопрос: Топливо, получаемое из возобновляемых источников – важный шаг в стремлении сделать Формулу 1 более экологичной. Чем это топливо интересно самим мотористам?
Хайвел Томас: С переходом на гибридные силовые установки термический КПД моторов вырос, а расход топлива при этом существенно уменьшился. С переходом на новое топливо мы хотим изменить сам процесс его получения, то есть, перейти от ископаемого сырья к другим источникам – например, к переработке отходов пищевой промышленности. Так общее влияние всего, что связанно с топливом, на экологию будет существенно ниже.

Топливо E10, которое мы будем использовать в следующем году, первый шаг в этом направлении. Недавно в FIA анонсировали постепенный переход на топливо, полностью получаемое из возобновляемых источников – это следующий важный шаг, над которым мы рады работать с нашими партнерами из Petronas. Мы вместе работали над собственной спецификацией Е10, чтобы с ней силовая установка функционировала оптимально и обеспечивала наилучшую мощность. В подготовке к переходу на 100% возобновляемое топливо компания Petronas также играет ключевую роль. Мы пока не знаем, когда именно состоится этот переход, но все производители моторов, поставщики топлива и FIA работают сообща, чтобы Формула 1 развивалась в верном направлении. Для прорывной технологии вроде биотоплива важно не только правильно выбрать момент для дебюта, но и сделать так, чтобы она сразу представляла из себя качественный, впечатляющий продукт. Надеюсь, появление биотоплива убедительно продемонстрирует, насколько инновационной может быть Формула 1 и все задействованные стороны!

Вопрос: Какую роль разработка топлива и смазочных материалов играет в процессе создания и эксплуатации силовых установок?
Хайвел Томас: Колоссальную, поскольку работа над функциональными жидкостями должна идти параллельно с работой над самой силовой установкой. Мы тесно взаимодействуем с инженерами Petronas, за счёт чего они лучше понимают, в каком направлении нужно дорабатывать топливо и смазочные материалы. С другой стороны, у них самих немало интересных инноваций, но чтобы эти инновации эффективно работали, иногда требуются иные подходы к созданию мотора. Мы должны оптимальным образом использовать изыскания наших партнеров себе на пользу, притом это работает и в обратную сторону. В случае с силовой установкой мы, как правило, рассчитываем на прогресс в разных областях, но не во всех можем добиться его без работы над топливом и маслами. Потому сотрудничество между High Performance Powertrains и Petronas настолько тесное, мы одинаково понимаем, в каком направлении нужно двигаться, и стараемся оптимизировать процессы между двумя компаниями ради максимального прогресса на трассе.

Вопрос: Команда Mercedes и подразделение дорожных машин AMG совместно работают над проектом гиперкара Project One, а в перспективе сотрудничество должно стать еще более плотным. Что вы можете об этом рассказать?
Хайвел Томас: Сотрудничество с AMG показало, что обе стороны на протяжении нескольких лет разрабатывали схожие технологии. И пусть сфера применения этих технологий заметно отличается в том и другом случае, мы стараемся реализовать одни и те же принципы. Команде Формулы 1 не занимать опыта в разработке инновационных решений за короткое время и в крайне непростых условиях, что очень заинтересовало коллег из AMG. Мы не претендуем на звание экспертов в вопросах применения наших технологий в дорожном автомобилестроении, однако нас всё-таки пригласили принять участие в отдельных проектах – например, высказать мнение по уже реализуемых разработкам или совместно проработать концепцию решения. Один из примеров такого сотрудничества – наше участие в программе EQXX, в которой мы с коллегами-инженерами стремимся вывести эффективность электромобилей на более высокий уровень. Это захватывающий проект и один из многих примеров того, как мы стремимся внести свой вклад в развитие автомобильной отрасли.

Вопрос: Коллектив в Бриксуорте на протяжении двух лет строит моторы и для Формулы 1, и для Формулы Е. Как эти два проекта дополняют друг друга?
Хайвел Томас: Когда мы приступили к проекту в Формуле Е, поначалу это стало для нас серьезной дополнительной нагрузкой. Пришлось адаптироваться к новым требованиям, выстраивать цепочки поставок, организовывать процесс сборки. Но по прошествии двух лет мы уже наблюдаем плюсы от участия в двух чемпионатах. Пусть силовые установки в Формуле 1 и Формуле Е сильно отличаются, как и требования к электрическим компонентам, в отдельных вопросах сходство всё же есть. Участие в двух чемпионатах и дорожном проекте даёт нам возможность повышать компетенции в разных областях и более эффективно справляться с задачами. В Бриксуорте мы всегда стремимся повышать свой профессиональный уровень и стараемся применять полученные на одном из проектов знания в других инициативах.

Вопрос: Как знания, полученные в процессе работы над моторами Формулы 1, применяются за пределами спорта?
Хайвел Томас: В настоящий момент мы целиком сосредоточены на Формуле 1, Формуле Е и двух проектах с AMG и материнской компанией Mercedes – я говорю о Project One и EQXX. Это означает, что мы разрабатываем технологии в рамках нашей гоночной программы и применяем их в дорожных проектах в той мере, в какой это сейчас возможно. Мир стремится быть более экологичным, и со стороны многих отраслей наблюдается всё больший интерес к электродвигателям и технологиям эффективного использования энергии. Это открывает новые возможности применения опробованных в автоспорте технологий в других сферах жизни, наши навыки и знания могут быть полезны в совершенно разных областях – такие перспективы очень воодушевляют!

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ