Гонка #100: 6 августа 1961 года. Гран При Германии и Европы. Нюрбургринг
Поул
Фил Хилл (Ferrari 156) – 8.55,2 (153,4 км/ч)
Лучший круг
Фил Хилл (Ferrari 156) – 8.57,8 (152,7 км/ч)
Победитель
Стирлинг Мосс (Lotus 18/21) – 2:18.12,4 (148,5 км/ч)
Первые годы Формулы 1 ясно показали: любое изменение в регламенте чемпионата, затрагивающее рабочий объём двигателей, однозначно играет на руку Ferrari. Лишь итальянцы, располагая собственным производством, могли спокойно выбрать нужную модель, загодя подготовить её гоночную версию – и с первых Гран При превосходить соперников из частных команд как в скорости, так и в надежности.
1961 год, открывший “полуторалитровый” период истории чемпионата мира, не стал исключением. Пока недавние фавориты из Lotus и Cooper искали подходящие моторы, алые машины новой модели 156 F1, прозванные “акульим рылом”, приносили своим пилотам победу за победой. К началу августа, когда участники чемпионата съехались в эйфельские предгорья, на счету Скудерии значились уже четыре победы подряд.
Длинные прямые Нюрбургринга, казалось, не оставляли соперникам шансов. Фил Хилл стал первым пилотом в истории, кто промчал круг по “Зеленому аду” быстрее девяти минут. Правда, второй результат показал действующий обладатель титула Джек Брэбэм – на его Cooper перед началом уик-знда установили новый мотор Climax V8. Пытались что-то придумать и остальные: например, механики Роба Уокера оснастили Lotus Стирлинга Мосса специальным обтекаемым кузовом.
Но когда перед стартом прошел короткий, но весьма интенсивный дождь, стало ясно – на этот раз всё решит не только техника. На сыром асфальте Нюрбургринга многое зависело от пилотского мастерства и умения вести машину по той тончайшей грани, что отделяет хороший результат от досадной ошибки.
Старт выиграл Брэбэм, но этот успех вскружил австралийцу голову: ещё до завершения первого круга машина “Черного Джека” заскользила, налетела на камень и замерла с разбитой подвеской. Новым лидером стал Стирлинг Мосс. Британец прекрасно понимал, что сдержать соперников из Ferrari возможно, только если ехать быстро и безошибочно.
И гонщик был абсолютно безупречен. Как ни старались Фил Хилл с Вольфгангом фон Трипсом, круг за кругом Мосс оставался впереди. А когда под финиш дождик заморосил вновь, пилоты Ferrari и вовсе стали отставать от лидера. В итоге Стирлинг опередил их на 20 с лишним секунд, еще раз продемонстрировав свой талант во всем блеске.
Интересно…
В 1961 году состоялся дебют на Нюрбургринге молодого Джима Кларка. В первой попытке шотландец привел свой Lotus к финишу четвертым. После этого его отношения с легендарной трассой будут складываться непросто: из семи гонок Джим выиграет здесь лишь одну, зато три раза не сможет добраться до финиша.
Scuderia Colonia
Далеко-далеко от лидеров, с 23-й позиции, домашнюю гонку начинал Вольфганг Зайдель. На дистанции он продержался лишь три с небольшим круга, после чего сошел из-за отказа рулевого управления. Выступал немец за собственную команду с хлестким названием Scuderia Colonia.
При выборе имени для проекта Зайдель замахнулся широко: первое слово он, не стесняясь, позаимствовал у самого Энцо Феррари, ну а второе является древним названием города Кёльна, где Вольфганг жил в то время. Самое любопытное – как и многие тогдашние спортсмены, он располагал автомобилем и небольшой бригадой механиков, с которыми периодически выступал в разных соревнованиях. Но порой, безо всякой системы, он заявлялся от своего имени, а порой – от Scuderia Colonia.
Зайдель был успешным предпринимателем, увлекшись автоспортом в начале 50-х, он мог позволить себе изредка – скажем, раз или два в год – выйти на старт какой-то серьезной гонки на хорошей технике с быстрым напарником. Первым примером стали 1000-километровые соревнования спортивных машин на Нюрбургринге 1953 года, где Вольфганг вместе с опытным Йозефом Петерсом финишировал пятым.
В том же сезоне он дебютировал в чемпионате Формулы 1, но этот опыт до поры так и оставался единичным. Зато пятое место в Ле-Мане, добытое двумя годами позже в паре с Эдгаром Бартом, уже можно назвать весомым достижением. Позже были подиумы в “12 часах Реймса” (с Филом Хиллом) и “12 часах Себринга” (с Жаном Бера), и даже победа в марафоне “Тарга Флорио” с тем же Бартом. Но вклад самого состоятельного поклонника скорости в эти результаты, по большому счету, ограничивался тем, что он сохранял машину в целости по ходу своих отрезков дистанции.
В Формуле 1, куда Зайдель вернулся во второй половине 50-х, напарников не было, потому и результаты оказались куда ниже. Если немцу удавалось пробиться на старт, то он, как правило, не добирался до клетчатого флага из-за аварий и поломок. Едва ли не единственным исключением стало девятое (предпоследнее) место в Монце 1960 года. Добытое, правда, не под флагами Scuderia Colonia.
Объясняется этот факт просто: Вольфганг, который целое десятилетие был клиентом разных команд, наконец-то нашел того, кто готов заплатить ему самому. И итальянец Пьеро Дрого не прогадал: на Cooper T43, подготовленном парнями Зайделя, он финишировал за Scuderia Colonia восьмым, опередив немца на целый круг!
На новый сезон Вольфганг отыскал себе постоянного клиента. Молодой швейцарский инженер Михаэль Май решил попробовать себя в новом качестве. За рулем приобретенного для этого Lotus 18 он квалифицировался 13-м в Монако (по ходу дистанции лопнул маслопровод), потом финишировал 11-м во Франции – но на тренировках перед немецкой гонкой попал в аварию и решил завершить карьеру.
Что любопытно, позже этот Май самым первым стал использовать на своих машинах антикрылья, несколько лет он провел в Porsche, а затем надолго прописался в Ferrari. Но к Вольфгангу Зайделю это отношения уже не имело. Босс Scuderia Colonia так и не нашел нового клиента и докатал сезон самостоятельно, финишировав всего раз, 17-м.
Он обновил технику и вступил в новый чемпионат 1962 года, но тут случилась неприятность. На тренировках домашнего этапа у немца сломалась машина, и он успел проехать всего четыре полных круга. Организаторы Гран При не допустили гонщика на старт: по регламенту для этого требовалось проехать минимум пять кругов. Зайдель, полагая, что его уровень уже известен и вполне позволяет сделать исключение, обрушился на официальных лиц с публичной критикой.
Так как этап проводила местная федерация AvD, ответ оказался суровым: Вольфганга на два года лишили гоночной лицензии и права выступать в любых международных соревнованиях. Это был удар. Глава Scuderia Colonia пытался бороться, но все же не рисковал участвовать в официальных этапах, съездив лишь на осенний внезачетный Гран При Мексики.
Однако и это совсем не понравилось его оппонентам: зазвучали слова о пожизненной дисквалификации. Скандал приобретал неожиданный масштаб, энтузиаст автоспорта принял простое и в целом логичное решение: свернул все гоночные программы, чтобы полностью посвятить себя семье и вопросам бизнеса.
Источник: f1news.ru