Гонка #81. 2 августа 1959 года. Гран При Германии. АФУС

Поул
Клифф Эллисон (Ferrari) – 2:05.8 (237,520 км/ч)

Лучший круг
Тони Брукс (Ferrari) – 2:04.5 (240,0 км/ч)

Победитель
Тони Брукс (Ferrari) – 2:09.31,6 (230,686 км/ч)

В субботу накануне гонки Формулы 1 в заезде спорткаров разбился Жан Бера. Porsche француза закрутило на сырой трассе, гонщик вылетел из кокпита, ударился головой в фонарный столб и погиб на месте.

Днем позже в похожую ситуацию попал немец Ханс Херманн – на его BRM отказали тормоза, гонщик потерял управление в скоростном профилированном повороте, машина налетела на ограждающие полотно тюки соломы и несколько раз перевернулась. Херманн не удержался в кокпите и описал дугу по воздуху, но отделался лишь парой ушибов.

Гонка состояла из двух частей – такое в истории Формулы 1 происходило лишь несколько раз, причем если в остальных случаях остановка по ходу дистанции была вынужденной, а здесь – запланированной. Паузу сделали, чтобы команды могли сменить шины, нагрузки на которые на скоростной трассе АФУС были особенно высоки.

По ходу дистанции все, кто мог помешать триумфу Ferrari, столкнулись с проблемами. Стирлинг Мосс стартовал вторым, но уже на втором круге сошел из-за отказа трансмиссии своего BRM, Cooper американца Мастена Грегори в какой-то момент даже лидировал, но затем остановился из-за поломки мотора. Наконец, после второго старта гонку возглавил Брюс МакЛарен, но и ему не удалось добраться до финиша. В итоге подиум стал вотчиной Скудерии – его заняли напарники Тони Брукс, Дэн Герни и Фил Хилл.

Трасса АФУС

Давать гоночным кольцам красивые и романтические названия – это не для немцев. То ли дело «Дорога для автомобильного движения и испытаний» – Automobil Verkehrs und Ubungs-Strasse – совсем другое дело! Девять километров газ в пол по прямой, разворот – и девять километров обратно. Просто, понятно, и без ненужных излишеств.

AVUS, один из самых необычных треков, принимавших у себя этапы Формулы 1, начали строить почти сто лет назад, а закончили уже после Первой мировой войны. Как сообщается, к работам в берлинском пригороде активно привлекали пленных солдат и офицеров русской армии. Первые гонки прошли здесь в сентябре 1921-го. А чтобы такое хорошее сооружение в свободное от соревнований время не простаивало даром, «Дорогу для автомобильного движения» использовали в соответствии с названием – в качестве платного шоссе.

Гонки на 19-километровом кольце посещали множество зрителей, число которых в середине 30-х достигало без малого полумиллиона. Естественно, на прямых смотреть им было особенно не на что, поэтому огромные деревянные трибуны выстроили у двух петель-шпилек на концах трассы. Южная петля была вполне ординарной – разворот небольшого радиуса, имеющий профиль порядка 5 градусов.

А вот Северная! В 1936 году из-за берлинской олимпиады трасса временно была закрыта – с одного из концов АФУСа строили развязку. Для компенсации потерь владельца кольца, германского автоклуба AvD, власти города на свои средства возвели на северном конце вместо еще одного разворота кирпичный бэнкинг с крутизной полотна 43 градуса, причем сверху не было предусмотрено вообще никакого ограждения!

Неудивительно, что у пилотов это сооружение получило меткое прозвище «Стена смерти». Огромные скорости, до которых пилоты разгонялись на прямой, требовали очень точного обращения с педалью тормоза в вираже. Если же шел дождь – его преодоление было настоящей проверкой на крепость нервов. Еще до войны популярность трека стала падать – сказалось и открытие куда более интересного Нюрбургринга, и гибель Бернда Роземайера во время скоростных заездов на таком же прямом шоссе Франкфурт-Дармштадт.

Тем не менее, в 1959 году именно АФУС стал ареной германского Гран При. Трассу укоротили с южной стороны (популярная легенда о том, что кольцо якобы перерезала Берлинская стена, не соответствует действительности, хотя граница западного и восточного секторов немецкой столицы и впрямь проходила недалеко), так что длина круга сократилась до 8300 метров. Но средние скорости все равно получались колоссальные – 240 км/ч. Даже Монца в те времена позволяла машинам развивать в среднем только 200 км/ч.

Первая гонка так и осталась последней – прежде всего из-за низкой безопасности и откровенно скучной конфигурации трассы. Она использовалась для гонок DTM и Формулы 3 и позже, но в 1967-м разобрали для очередного строительства чудо-бэнкинг, – а еще через 31 год на АФУСе состоялись последние официальные соревнования. Сейчас проехать по бывшей трассе может любой желающий – достаточно посетить Берлин. «Дорога для автомобильного движения и испытаний» по-прежнему служит важной транспортной артерией. Сохранили немцы и одну из деревянных трибун – как памятник истории.

Трассы, на которых прошел только один Гран При…

Трасса
Год
Круги
Длина
круга, км
Дистанция,
км
Победитель

Пескара
1957
18
25.579
460.422
Стирлинг Мосс

Айн-Диаб
1958
53
7.618
403.754
Стирлинг Мосс

АФУС
1959
60
8.300
498.000
Тони Брукс

Монсанто
1959
62
5.425
336.350
Стирлинг Мосс

Себринг
1959
42
8.369
351.481
Брюс Макларен

Риверсайд
1960
75
5.271
395.295
Стирлинг Мосс

Цельтвег
1964
105
3.200
336.000
Лоренцо Бандини

Ле-Ман (кольцо Бугатти)
1967
80
4.442
355.360
Джек Брэбэм

Даллас
1984
67
3.901
261.367
Кеке Росберг

Донингтон
1993
76
4.023
305.748

Айртон Сенна

Проект F1News.Ru 2008-2009

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ