В Киддии завершился ралли-рейд «Дакар-2020» – впервые в истории гонка проходила по территории Саудовской Аравии. Разумеется, характер гонки значительно отличался от того, что гонщики видели в Южной Америке – было больше песков и меньше скоростных участков «раллийного» типа. То есть, нынешний Дакар с точки зрения покрытия и пейзажей был ближе к классическому, проходившему в Африке.
Мотоциклы
В категории мотоциклов по итогам гонки произошло действительно знаменательное событие – впервые с 2000 года Дакар выиграл гонщик не на KTM. Тогда это сделал Ришар Сенкт на мотоцикле BMW – причём к тому моменту на счету KTM не было ни одной победы в этих ралли-рейдах. Однако после этого началась новая эра, в которой австрийские мотоциклы доминировали безраздельно.
И вот, спустя 19 лет и 18 «Дакаров», эта эра подошла к концу. В общем-то, это могло произойти и раньше – последние пару лет соперники, в особенности Honda, навязывали гонщикам KTM достаточно серьёзную конкуренцию. В прошлом году к середине дистанции Рикки Брабек на японской технике лидировал, однако в итоге победу упустил – она досталась Тоби Прайсу.
На этот раз Брабек тоже возглавил общий зачёт достаточно рано, но, в отличие от 2019 года, уверенно довёл дело до конца, не упустив лидерства до самого финиша. Помимо прочего, он стал первым представителем США, выигравшим Дакар. Ещё более сокрушительным сделал поражение KTM тот факт, что второе место занял Пабло Куинтанилла на мотоцикле Husqvarna.
Лучшим из представителей KTM оказался Тоби Прайс, но он финишировал только третьим, проиграв победителю 22 минуты – достаточно много по меркам мотозачёта. Да и последняя ступенька подиума досталось Прайсу лишь благодаря пенализации другого гонщика Honda, Хоана Барреды, на предпоследнем этапе – до этого третье место занимал именно он.
Причём нельзя сказать, что команда KTM в этом году была слабее, чем в предыдущие – за заводскую команду, помимо Прайса, выступали победители Дакара-2018 Маттиас Валькнер и Дакара-2017 Сэм Сандерленд, а также Лючано Бенавидес. Кроме того, за частные команды на мотоциклах этой марки ехали такие известные мотогонщики, как Лайа Санс и Стефан Свитко. Но никто из них навязать борьбу лидерам не смог – похоже, эпоха KTM действительно закончилась.
К сожалению, это знаменательное событие оказалось в тени другого, гораздо более печального – на дистанции марафона погиб один из самых известных мотогонщиков, чемпион мира по ралли-рейдам 2013 года Паулу Гонсалвеш. С самого своего дебюта на Дакаре в 2006 году Гонсалвеш был одним из тех немногих сильных гонщиков, кто не искал лёгкой жизни в команде KTM, а, наоборот, пытался противостоять ей, выступая на технике Honda (2006-2009), Husqvarna (2010-2012) и снова Honda (2013-2019). Однажды, в 2015 году, он был чрезвычайно близок к победе, но гонку всё же выиграл Марк Кома на KTM, а Гонсалвеш оказался вторым – и единственным гонщиком не на мотоцикле KTM в первой восьмёрке.
На этот раз Гонсалвеш впервые стартовал на Дакаре на мотоцикле индийской марки Hero, однако его выступление – и жизнь – оборвались на седьмом этапе гонки. Что произошло, точно неизвестно до сих пор. Ясно лишь, что на 276-м километре Паулу упал, и его сердце остановилось. Несмотря на оперативные действия организаторов (медицинский вертолёт прибыл на место аварии уже через 8 минут), реанимировать его так и не удалось. Португалец всего три недели не дожил до своего 41-летия.
За день до окончания гонки пришла ещё одна тревожная новость. В тяжёлую аварию попал победитель прошлогоднего зачёта Original by Motul Эдвин Стравер. Как сообщила жена нидерландского мотогонщика, после аварии его сердце не билось целых 10 минут, но врачам всё же удалось его реанимировать. Однако у Эдвина сломан шейный позвонок, и он всё ещё находится в критическом состоянии в госпитале в Рияде.
Зачёт Original by Motul, где мотогонщики выступают без поддержки команд, в итоге выиграл один из самых опытных гонщиков, Эмануэль Гьенес. Румын доминировал на протяжении практически всей дистанции, и на финише опередил ближайшего преследователя, Бенжамина Мело, более чем на час. Финишировавший третьим Флоран Вайссад проиграл победителю более двух с половиной часов.
В этой же категории выступал и единственный российский мотогонщик, Дмитрий Агошков. Дебютировал он год назад, но тогда добраться до финиша не сумел. На этот раз всё прошло гораздо лучше, на финише Агошков оказался девятым. Стоит отметить, что на этот раз добраться до финиша смогла большая часть участников зачёта Original by Motul – 27 из 38-и стартовавших. В их числе и единственная девушка, Сара Гарсиа, ставшая второй в истории мотогонщицей, после Анастасии Нифонтовой в прошлом году, сумевшей пройти полную дистанцию Дакара в этом зачёте.
Квадроциклы
Из 23 стартовавших квадроциклов до финиша добрались 18 – правда, к концу дистанции некоторые ехали уже вне зачёта. Особой борьбы на этот раз не получилось – на первом же этапе лидерство захватил вернувшийся в категорию Игнасио Касале, и не упустил его до самого финиша. Его итоговое преимущество над Симоном Витсем оказалось не так уж велико, всего 18 минут, но никаких реальных шансов побороться за победу у француза не было.
Третье место занял один из самых опытных гонщиков категории, победитель Дакара-2015 Рафаль Соник, но он проиграл лидеру целый час. Все остальные выступали будто бы в другой лиге и проиграли три с половиной часа и больше. Хотя популярность категории растёт, уровень профессионализма большинства гонщиков в ней по-прежнему невысок.
Как и в предыдущие годы, о какой-то конкуренции среди производителей квадроциклов говорить не приходится. Квадроциклы Yamaha доминировали как в заявочном листе, так и на дистанции – никто из гонщиков на Can-Am и Ibos ни разу не смог даже оказаться в тройке по итогам какого-либо этапа.
Автомобили
К автомобильному зачёту на Дакаре всегда приковано больше всего внимания, а на этот раз его было даже больше, чем обычно. Причиной этому, в том числе, стало участие в гонке двукратного чемпиона Формулы 1 Фернандо Алонсо. Разумеется, на победы Фернандо не претендовал, даже с учётом того, что его штурманом стал пятикратный победитель Дакара (правда, в категории мотоциклов) и бывший спортивный директор гонки Марк Кома.
Круг реальных претендентов на победу был более или менее чётко очерчен ещё до старта – это лидеры команды X-Raid на багги-версии MINI Стефан Петрансель и Карлос Сайнс, и напарники Алонсо по заводской команде Toyota Нассер Аль-Аттия и Жинель де Вильерс. Шансы остальных пилотов вмешаться в их противостояние были минимальными.
В общем-то, так всё и получилось. На первом этапе неожиданную победу одержал литовский гонщик Вайдотас Жала на частной MINI, но уже после третьего спецучастка лидерство захватил Сайнс. В скорости двукратного чемпиона мира по ралли сомневаться не приходилось, вопрос был лишь в том, не допустит ли он, как это не раз бывало в прошлом, какой-либо ошибки. Однако испанец провёл гонку очень стабильно и ровно, показывая скорость только тогда, когда это было действительно необходимо, и удержал первое место до самого финиша.
Однако нельзя сказать, что эта победа далась ему легко. Лидер Toyota, Аль- Аттия, в последние годы чрезвычайно силён на любой технике, а в песках Саудовской Аравии катарец чувствует себя как рыба в воде. Нассер отчаянно старался защитить свой статус действующего победителя Дакара, но в итоге вынужден был признать превосходство MINI, хотя и уступил Сайнсу всего шесть минут.
Что касается Петранселя, то для легенды Дакара гонка пошла не так, как планировалось, ещё до старта. Стефан должен был провести её вместе со своей женой Андреа в качестве штурмана, но она не прошла медицинские проверки перед стартом гонки и вынуждена была отказаться от участия. Петранселю пришлось срочно искать замену, в результате чего его штурманом стал Паулу Фиуза.
Фиуза опытный штурман, у него за спиной 10 «Дакаров» (правда, последний в 2017 году), он выступал с Террановой и Соузой, однако есть важный нюанс. Фиуза говорит на португальском и испанском языках, но не знает французского. Петрансель говорит на французском, но не знает португальского и испанского. На протяжении всей его карьеры на четырёх колёсах его штурманом был соотечественник Жан-Поль Котре, а в прошлом году – ещё один француз Давид Кастера. С иноязычными штурманами Стефан никогда не работал.
В итоге Петранселю и Фиузе пришлось объясняться между собой на английском, который оба знают не идеально. Это не так страшно в обычной ситуации, так как набор информации, которую сообщает штурман водителю, невелик. Однако в случае возникновения каких-то сложностей языковой барьер мог стать достаточно серьёзным препятствием для экипажа.
Трудно сказать, насколько это сказалось на результатах Петранселя, но по ходу марафона он вновь доказал, что не растерял свою скорость, выиграв четыре этапа из 12-и. Однако потери времени на втором, восьмом и десятом этапах оказались слишком велики. После победы на предпоследнем этапе казалось, что всё ещё возможно – Стефан отыграл 8 из 18 минут отставания у Сайнса, а катарскому гонщику проигрывал всего шесть секунд. Но последний этап проехал чуть хуже конкурентов и остался третьим, уступив победителю менее 10 минут.
Интересно, что на четвёртом месте оказался представитель России – правда, речь не о гонщике, а о штурмане. Обычно Константин Жильцов выступает вместе с Владимиром Васильевым, но на этот раз они выступали не только в разных экипажах, но и в разных командах – штурманом Васильева в его MINI стал украинец Виталий Евтехов, а Жильцов помогал саудовскому гонщику Overdrive Toyota Язиду Аль-Раджи.
Итоги гонки получились для бывших напарников очень разными – Жильцов с Аль-Раджи финишировал четвёртым, уступив победителям меньше 50 минут и опередив многих заводских пилотов Toyota и MINI, а машина Васильева сгорела уже на третий день гонки.
Помимо Жильцова, в десятке лучших оказался ещё один штурман из России. Хотя в нашей стране Алексей Кузьмич больше известен именно как гонщик, но на международных соревнованиях он не первый год выступает в качестве штурмана вместе с саудовским шейхом Ясиром Сейданом. После не очень удачного первого этапа, оставшуюся дистанцию они прошли довольно ровно, за исключением удивительного случая на восьмом этапе, когда MINI Сейдана и Кузьмича застряла в песке на двух колёсах. Но даже это не помешало им финишировать девятыми, оставив позади, например, Фернандо Алонсо.
Для Алонсо главным итогом гонки стало то, что он смог добраться до финиша – пусть и только на 13-м месте. Испанец оказался худшим из заводских пилотов Toyota, но не имея вообще почти никакого опыта участия в ралли-рейдах на другой результат рассчитывать было сложно.
Собственно, авария, в которую попал Фернандо на 10-м этапе, это ярко демонстрирует – любой опытный гонщик ралли-рейдов знает, что нельзя атаковать гребень бархана на такой скорости и под таким углом, как это сделал Алонсо. Причём чемпиону Формулы 1 ещё очень повезло, что машина при этом встала на колёса и не получила серьёзных повреждений, а этап был в итоге сокращён. Иначе потери времени могли бы быть куда более значительными.
Следом за Алонсо в итоговом протоколе расположился экипаж Александра Дороссинского и Олега Уперенко на MINI. Денис Кротов с Дмитрием Цыро закончили марафон на 17-м месте. Оба российских гонщика выступали на машинах MINI. Таким образом, из пяти россиян, выступавших в этой категории на Дакаре-2020, до финиша добрались четверо, и все оказались в двадцатке лучших.
SSV
Эта категория на Дакаре настолько молода, что даже название её до конца не устоялось. Её называют и UTV (Utility Task Vehicle), и SxS (от Side-by-side, то есть «бок-о-бок», подразумевая способ посадки водителя и штурмана) и SSV (Side-by-side vehicles), и просто мини-багги. В действительности эти транспортные средства имеют большее отношение к квадроциклам, чем к багги, а их популярность среди участников такова, что по числу машин она уже соперничает с грузовиками!
Из 45 гонщиков в этом зачёте трое представляли Россию. Основное внимание, конечно, было приковано к победителю Дакара-2017 в категории квадроциклов Сергею Карякину. Екатеринбуржец выступал за рулём SSV второй год подряд, и на этот раз был очень быстр и чрезвычайно стабилен. В какой-то момент он даже захватил первое место, но неудача на шестом этапе, на котором он потерял более получаса, отбросила его назад.
Тем не менее, Карякину и его штурману Антону Власюку удалось вернуться в борьбу, и в итоге он финишировал вторым. На финише он уступил победителю менее 40 минут, и при этом оказался единственным гонщиком первой тройки, выступавшем на технике BRP, а не Can-Am.
Победителем же стал американский экипаж Кэйси Карри – Шон Берриман, принимавший участие в Дакаре всего во второй раз. До старта их мало кто относил к фаворитам, однако Карри и Берриман проехали дистанцию чрезвычайно стабильно, избежав каких-либо серьёзных проблем. С точки зрения результата их худшим этапом оказался последний, который уже ничего не решал, да и там они фактически уступили не так много.
Таким образом, Карри и Берриман, наряду с Брабеком, также стали первыми американцами, победившими на Дакаре. Формально Брабек всё же сделал это раньше, так как мотогонщики завершили дистанцию до SSV, но на такие тонкости, конечно, вряд ли стоит обращать внимание.
До финиша, помимо Карякина, добрались и два других российских пилота. Илья Русс с белорусским штурманом Антоном Яращюком закончил гонку на 23-м месте, а партнёр Карякина по команде Snag Racing Алексей Шмотев, выступавший с белорусом Андреем Рудницким, 28-м.
Грузовики
Как обычно, особое внимание в нашей стране приковано к грузовому зачёту ралли-рейда, где уже много лет заправляет сильнейшая российская автоспортивная команда «КАМАЗ-мастер».
Как обычно, КАМАЗовцы выставили на старт гонки четыре экипажа. Так как в самой команде таких экипажей пять, один из них в число участников не попал – на сей раз «лишним» оказался победитель Дакара-2015 Айрат Мардеев. На гонку он, тем не менее, приехал, помогая пресс-службе команды.
Среди четырёх вышедших на старт экипажей «КАМАЗ-мастер» совершенно очевидным фаворитом был Эдуард Николаев, выигравший три предыдущих «Дакара», а также гонку 2013 года. Однако с первого же дня дела у Эдуарда не заладились, он оказался в хвосте первой десятки. Время отыграться, конечно, было, но на пятом этапе для Николаева всё закончилось – отказ двигателя отбросил их далеко назад, а на шестом спецучастке мотор сломался окончательно. Машину четырёхкратного победителя Дакара отбуксировали на бивуак и починили, однако дальнейшую гонку Николаев продолжал уже вне зачёта.
Из оставшихся трёх машин команды самым опытным был экипаж Андрея Каргинова, уже побеждавший на Дакаре»в 2014 году. Этот опыт быстро начал сказываться – хотя начало гонки сложилось для Андрея не идеально, он постепенно поднимался всё выше, захватил лидерство на четвёртом этапе и не упустил его до самого финиша.
Некоторой неожиданностью стало то, что главным конкурентом Каргинова поначалу оказался лидер «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Однако Каргинов задал очень высокий темп, и каждый день отыгрывал и у МАЗов, и у других экипажей «КАМАЗ-мастер» по 10-15 минут. К финишу его преимущество над вторым КАМАЗом Антона Шибалова достигло 40 минут, а Вязович откатился на третье место и проиграл более двух часов.
Что касается остальных конкурентов, то в отсутствии Жерара де Роя градус напряжения в грузовой категории, конечно, оказался ниже, чем обычно. Команда нидерландского гонщика на Дакар приехала, но её сильнейший гонщик, Янус ван Кастерен на MAN, хотя и показывал временами отличную скорость, стабильностью похвастаться не мог.
Неплохо выступал Алеш Лопрайс на Praga, претендовавший на подиум почти до самого конца марафона, но на предпоследнем этапе потерял более двух часов и откатился на седьмое место. Благодаря этому на четвёртом месте по итогам тоже оказался представитель «КАМАЗ-мастер», Дмитрий Сотников.
Источник: f1news.ru