Гонка #97: 18 июня 1961 года. Гран При Бельгии. Спа

Поул
Фил Хилл (Ferrari 156) – 3.59,3 (212,1 км/ч)

Лучший круг
Ричи Гинтер (Ferrari 156) – 3.59,8 (211,7 км/ч)

Победитель
Фил Хилл (Ferrari 156) – 2:03.03,8 (206,2 км/ч)

Энцо Феррари с самого начала производил машины для Формулы 1 своими силами, а параллельно строил технику для многих других категорий. Такая универсальность много раз выручала компанию из Маранелло, особенно в ранние годы, когда каждая смена регламента становилась для многих соперников серьезной проблемой.

В 1961-м Формула 1 отказалась от 2,5-литровых моторов в пользу двигателей полуторалитрового объема. Все британские команды, успевшие к тому времени утвердиться в лидерах чемпионата мира, оказались вынуждены пользоваться агрегатами Coventry Climax, а в Ferrari адаптировали уже имеющийся двигатель от Формулы 2. В итоге Скудерия получила перевес в мощности порядка 40 л.с, что в относительном выражении составляло 20%! Разумеется, алые машины доминировали на трассах чемпионата.

Вот и в Спа ситуация выглядела привычным образом – угнаться за Ferrari 156 на длинных арденнских прямых никому было не под силу. Грэм Хилл на BRM лучше всех рванул со старта и вышел было в лидеры, но ещё до конца круга его оттеснили на пятое место. Спор за победу вели заводские пилоты Энцо – Вольфганг фон Трипс, Фил Хилл и Ричи Гинтер, а также чемпион Бельгии Оливье Жендебьен, приглашенный командой для участия в домашней гонке.

Именно он поначалу и вышел вперед, но напарники ехали плотной группой, и положение на трассе несколько раз менялось. Довольно быстро после ошибки в шпильке откатился назад Гинтер, а к середине дистанции стал отставать и Жендебьен – на его машине стоял мотор старой версии. А вот дуэль Хилла и фон Трипса с переменным успехом продолжалась до клетчатого флага. В итоге американец всё же опередил немецкого пилота на несколько десятых.

Гинтер дополнил триумф команды третьим местом, а вот Жендебьен немного огорчил бельгийских болельщиков и после отличного начала закончил гонку только четвёртым.

Интересно…

В команде BRP было двое пилотов – Клифф Эллсион и Тревор Тейлор, однако всего одна машина. Определить, кому она достанется на гонку, решили самым простым способом – сравнить квалификационные результаты. Увы, эта затея обернулась трагедией: в погоне за секундами Эллисон вылетел с трассы и попал в серьезную аварию. Молодого пилота увезли в больницу с переломами обеих ног, что фактически поставило крест на продолжении его карьеры.

Реджинальд Парнелл

Реджинальд Гарольд Хэслам Парнелл по прозвищу Редж входит в узкий круг пилотов Формулы 1, которым удалось подняться на подиум в дебютном Гран При. Во время майского этапа 1950 года в Сильверстоуне, от которого ведёт отсчет история чемпионатов мира, британец был приглашен в состав заводской команды Alfa Romeo и финишировал третьим.

Сын владельца авторемонтной мастерской в 1933-м почти случайно оказался на торжественном открытии новой трассы в Донингтон-парке – и навсегда “заболел” автоспортом. Совсем скоро он сам сел за руль, правда, начало карьеры получилось непростым – Парнелла признали виновным в аварии (уворачиваясь от его потерявшей управление машины, перевернулась женщина-гонщица) и на год с лишним лишили лицензии.

После войны дела пошли успешнее. Редж приобрел два шасси – ERA и Maserati – и начал регулярно побеждать. В частности, именно он стал сильнейшим на первом в истории Гран При на трассе Зандфорт. За такие успехи Парнелла позвали в 1950-м Alfa Romeo, но развития это сотрудничество не получило. В гонках чемпионата мира британец выступал нечасто, и третье место в дебюте так и осталось для него лучшим результатом. Куда больших успехов он добивался во внезачетных соревнованиях, которые выигрывал до 1957 года.

Завершив карьеру пилота, Редж решил попробовать себя в роли руководителя команды. В качестве практики он устроился тим-менеджером в Aston Martin – но там формульная программа оказалась неудачной и развития не получила. После этого судьба свела Реджа с братьями Саменго-Тёрнер. Их было трое, они владели банком Yeoman Credit и на протяжении двух лет спонсировали команду BPR. Результатов она добиться не смогла – и Парнеллу удалось убедить братьев, что он справится с задачей лучше.

В сезон 1961 года Yeomann Credit Racing Team вступила с Cooper T53 и пилотом Джоном Сёртизом, к которому позже присоединился Рой Сальвадори. В Монако Сертиз ехал пятым, но сошел, после чего финишировал седьмым в Голландии, стал пятым в Бельгии и Германии.

В следующем году дела пошли ещё лучше – Эрик Бродли построил новую машину Lola Mk4, на которой экс-чемпион мира по мотогонкам сходу завоевал поул. Затем Сёртиз пять раз подряд финишировал в первой пятёрке, включая вторые места в Англии и Германии. Джон оказался всего в девяти очках от лидера сезона, однако в трёх финальных гонках не добрался до финиша, и в итоговой классификации оказался четвёртым.

Для небольшой частной команды это был оглушительный успех. Конечно, шасси ещё нужно было дорабатывать, ушедшему в Ferrari Сёртизу требовалась замена, но детище Реджа Парнелла явно выглядело жизнеспособным. Увы, братья Саменго-Тёрнер смотрели на вещи иначе – по их мнению, команда не выполнила поставленные задачи, потому банкиры прекратили её финансирование.

В 1963-м Парнелл выступал на собственные средства под вывеской Reg Parnell Racing. Новым лидером команды стал молодой и талантливый новозеландец Крис Эймон. Но ни ему, ни многочисленным пилотам, сменявшим друг друга за рулем второй Lola, пробиться в первую шестёрку так и не удалось.

Реджинальду было 52 года, он уже многое знал и умел, и локальная неудача никак не сказалась не его стремлении двигаться вперед. Будущее должно было стать успешным. Холодным январским днем 1964 года британец почувствовал боль в животе – вызванный доктор диагностировал аппендицит. По ходу заурядной, в общем-то, операции что-то пошло не так. Врачам оставалось лишь констатировать смерть Реджа Парнелла от перитонита…

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ