Гонка #35: 20 июня 1954 года. Гран При Бельгии. Спа

Поул
Хуан-Мануэль Фанхио (Maserati) – 4:22,1 (193,641 км/ч)

Лучший круг
Хуан-Мануэль Фанхио (Maserati) – 4:25,5 (191,458 км/ч)

Победитель
Хуан-Мануэль Фанхио (Maserati) – 2:44:42,4 (185,173 км/ч)

Не секрет, что в истории Формулы 1 бывали случаи, когда официальные Гран При служили не только ареной для выяснения отношений между лучшими гонщиками и лучшими командами, но и съёмочной площадкой для документальных и художественных фильмов. Самый известный пример – «Гран При» Джона Франкенхаймера, съёмки которого проходили прямо по ходу Гран При Бельгии 1966 года. Однако это был не единственный и даже не первый такой случай.

Пожалуй, впервые кинокамера была установлена на машину, которая вышла на старт этапа чемпионата мира, там же, в бельгийском Спа, но на 12 лет раньше, в 1954 году. Тогда американский режиссёр Генри Хэтэуэй, только что снявший свою знаменитую «Ниагару», взялся за новый проект – фильм The Racers («Гонщики») с Кирком Дагласом в главной роли. Сюжет фильма крутился вокруг гонок, чтобы отснять кадры соперничества на трассе, гонщик-ветеран Эммануэле «Туло» де Граффенрид вышел на старт вне зачёта на старой Maserati A6GCM с кинокамерой.

Большинству гонщиков до съёмок не было никакого дела – сезон только начинался, причём интрига оставалась весьма туманной. Оба лидера предыдущих лет перешли в команды-дебютанты – Хуан-Мануэль Фанхио в Mercedes, а Альберто Аскари в Lancia. Но к началу сезона ни тот, ни другой новые машины так и не получили! Этап в Бельгии формально был третьим в календаре (хотя фактически вторым, так как в Индианаполис по уже сложившейся традиции никто из участников чемпионата не поехал), после начала сезона прошло пять месяцев, но новая техника по-прежнему оказалась не готова.

Но если Аскари терпеливо ждал, когда, наконец, в Lancia доведут до ума своё детище, D50, то Фанхио сидеть сложа руки не собирался. На первом, своём домашнем этапе в Аргентине он выступил за Maserati – и выиграл гонку. В Спа великий аргентинец вновь сел за руль Maserati 250F. Его главными соперниками были гонщики Ferrari – Хосе-Фройлан Гонсалес, Нино Фарина, Майк Хоторн и Морис Трентиньян. А также напарники Фанхио – Онофре Маримон и Стирлинг Мосс.

Квалификация убедительно продемонстрировала, что машины Ferrari быстрее машин Maserati, но только если за рулём 250F не Фанхио. Хуан-Мануэль одержал в квалификации убедительную победу, опередив ближайшего преследователя, своего соотечественника Гонсалеса, на полторы секунды.

Лучшим из остальных представителей Maserati оказался Маримон, и он уступил Фанхио 5,5 секунды! Отставание Мосса и вовсе было почти катастрофическим – 18 секунд. Многовато даже по меркам 14-километровой трассы между Спа и Франкоршан. Всего на старт вышло 14 машин (не считая де Граффенрида) – микст из Ferrari и Maserati немного разбавляли три Gordini, две из которых пилотировали местные гонщики. Ещё одна машина этой марки на старт не вышла – её пилот Андре Симон заболел.

Старт, однако, сложился для Фанхио обескураживающе – его опередил не только Гонсалес, но и Фарина, и даже Майк Хоторн! Позади них драматично сгорела Maserati Роберто Мьереса – уже в Eau Rouge машина превратилась в пылающий факел, но продолжала движение. В итоге Maserati была полностью уничтожена огнём, но сам аргентинец, к счастью, отделался лишь незначительными ожогами. К концу первого круга внимание зрителей сосредоточилось на другой драме – лидировавший в гонке Гонсалес внезапно замедлился и сошёл! Как выяснилось, на его Ferrari 625 не выдержал двигатель.

На машине Фарины двигатель стоял другой – он выступал на Ferrari 553. Эта машина была даже чуть быстрее 625-й, но менее надёжной. Тем не менее, Фарина лидировал два круга, пока его не обогнал Фанхио, до этого легко разделавшийся с Хоторном. После этого вряд ли уже кто-то мог остановить Маэстро, но на 10-м круге (из 36-ти) он столкнулся с неожиданной проблемой – порвался ремешок шлема! Фанхио пришлось посетить боксы, Фарина вновь вышел в лидеры, но очень скоро пилот Maserati вернулся на трассу и начал стремительно догонять итальянца. К 15-му кругу Хуан-Мануэль настиг соперника, но именно в этот момент двигатель подвёл и Фарину – гонка для него закончилась.

Фанхио вновь лидировал, на почтительном отдалении от него ехал Хоторн. Но вскоре проблемы не обошли стороной и его машину – отработанные газы попадали в кокпит. Майк пропустил Трентиньяна, вернулся в боксы, и на трассу больше не выезжал – в соответствии с действовавшими тогда в Ferrari приоритетами, его машину отдали Гонсалесу. Но аргентинец к этому моменту был уже только шестым, и к финишу успел пробиться лишь на четвёртое место.

Казалось, после стольких проблем у лидеров победе Фанхио уже никто не может помешать. Но на второй половине дистанции неполадки настигли и его – на Maserati лидера сломалась подвеска! Машина резко просела, временами касаясь днищем асфальта, скорость Хуан-Мануэля упала. На последних кругах Трентиньян стремительно его догонял, но настичь так и не сумел. Фанхио выиграл вторую гонку в сезоне, и уверенно возглавлял чемпионат. А уже на следующем этапе вышел на старт на Mercedes W196.

Второе и третье место заняли Морис Трентиньян и Стирлинг Мосс. Для обоих это был первый подиум в карьере – а для Мосса ещё и первые очки. Британец был счастлив – даже несмотря на то, что уступил напарнику целый круг. Хоторн с Гонсалесом поделили между собой три очка за четвёртое место, а ещё два за пятое заработал местный пилот на Gordini Андре Пилет – эти два очка так и остались единственными в его карьере.

Джузеппе Фарина до финиша не добрался, но установить рекорд это ему не помешало. Дело в том, что итальянец оставался единственным пилотом, участвовавшим во всех зачётных Гран При Формулы 1 с самой первой гонки чемпионата мира, за исключением этапов в Индианаполисе. Бельгийский этап 1954 года оказался в этой серии последним – вскоре Фарина получил травму в гонках спорткаров в Монце и пропустил всю оставшуюся часть сезона, вернувшись за руль только в 1955 году.

Что касается де Граффенрида, то он, в общей сложности, проехал в гонке 10 кругов. Но так как выступал он вне зачёта и никакие спортивные цели не решал, после этого вернулся в боксы. Отснятый материал передали кинематографистам, которые использовали его в качестве фонового в комбинированных съёмках, и на экране герой Дугласа сражался на трассе с реальными Ferrari и Maserati. Впрочем, «Гонщиков» это не спасло – коммерческого успеха фильм не имел.

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ