Героев автоспорта очень условно можно поделить на две категории: кого-то, как нам кажется, мы знаем очень хорошо, потому что раз в две недели или даже чаще по ТВ показывают гонки с их участием, пресса детально всё освещает, и за последние тридцать с лишним лет это прочно вошло в нашу жизнь.
Очень условно можно определить начало этого периода: 1991 год, когда в чемпионате мира дебютировал Михаэль Шумахер. Но Гран При Венгрии в нашей стране впервые показали на пять лет раньше – правда, в записи, через четыре дня после гонки и в урезанном виде. Тем не менее, кто хотел, уже тогда мог увидеть в деле Айртона Сенну, Алена Проста, Найджела Мэнселла, Нельсона Пике (выигравшего ту гонку) и многих других знаменитостей.
Но этих людей мы тоже неплохо изучили, поскольку записи гонок 80-х можно легко найти, про них написаны книги, которые тоже вполне доступны, а с кем-то даже доводилось встречаться в последние годы, когда они уже перешли «на тренерскую». Например, с Аленом Простом, который давно сотрудничает с Renault и приезжает не только на Гран При, но и не раз бывал в Москве.
Но тех, кто заслужил статус легенды на заре Формулы 1, мы знаем намного хуже. Хотя, конечно, о них тоже есть немало информации, но всё-таки она существует в основном в печатном виде, а вот объём доступной кинохроники тех лет даже не стоит сравнивать с нынешними временами, когда любой Гран При можно и посмотреть от начала до конца, и найти всю необходимую аналитику – «разбор полётов», кучу интервью и т.д. Было бы желание.
В общем-то, жаль, ведь для полноты картины неплохо было бы не только почитать, например, про беспримерные подвиги на трассе, которые совершал на трассах чемпионата Хуан-Мануэль Фанхио, но и получить более чёткое представление, как именно El Maestro пилотировал и как ему удалось завоевать пять титулов.
Сегодня мир автоспорта отмечает 110-летие великого аргентинца, а на его родине 24 июня – это вообще День Гонщика, хотя он и не имеет статуса официального государственного праздника.
Долго считалось, что рекорд Фанхио повторить невозможно, не то что перекрыть, но Прост вплотную подошёл к этому, став четырёхкратным чемпионом, а Михаэль Шумахер свой пятый титул завоевал в 2002 году (через 46 лет после Фанхио), а потом добавил к ним ещё два. Теперь же в истории Формулы 1 уже два семикратных чемпиона мира, причём совершенно не исключено, что Льюис Хэмилтон превзойдёт и этот уровень.
Великих чемпионов объединяет то, что они умели в нужный момент оказаться в нужном месте, либо получив в своё распоряжение прекрасную машину, либо им были предоставлены все условия и все необходимые ресурсы, по сути безграничные, чтобы достичь заветной цели – выиграть чемпионат, а затем следующий и так далее. Примеры второго подхода – Шумахер и Хэмилтон. Ярчайший пример первого – Фанхио.
Другой великий человек, Энцо Феррари, признавая талант этого гонщика, не очень очень его любил, хотя Хуан-Мануэль в 1956 году добыл для него титул. Комендаторе был убеждён, что одним из главных качеств пилота должна быть верность команде, читай, марке Ferrari, которую ему доверили представлять в чемпионате мира.
Фанхио же свои пять титулов выиграл, выступая за четыре разные команды – Alfa Romeo, Mercedes, Ferrari и Maserati. Кстати, это тоже интересное достижение, повторить которое в наше время сложнее всего! Но согласитесь, если гонщик стремится заполучить лучшую машину – это абсолютно нормально. Машина – лишь инструмент, который позволяет ему продемонстрировать свой талант. А Хуан-Мануэль хорошо знал себе цену.
Прозвище El Maestro он заслужил не случайно, его мастерство по тем временам было просто фантастическим, но кроме этого, говорят, Фанхио было свойственно удивительное обаяние, он умел очаровывать хозяев команд и всегда получал то, что хотел. Может, это и не совсем так, но об этом говорили и писали его современники.
Вот его чемпионские машины: в 1951-м это была Alfa Romeo 159, в 1954-м – Mercedes W196, но при этом первые две победы в том сезоне он одержал за рулём Maserati A6GCM, после чего спокойно перешёл в немецкую команду, потому что она построила совершенно фантастический автомобиль. В 1955-м Фанхио продолжал выступать за Mercedes, в следующем году стал чемпионом, пилотируя Ferrari D50, а свой последний, пятый титул выиграл на Maserati 250F. Ему тогда было 46 лет.
Именно в том 1957 году на Гран При Германии, проходившем на печально знаменитой «Северной петле» Нюрбургринга, произошла удивительная история, в которой в полной мере проявились талант и мастерство Хуана-Мануэля Фанхио.
Аргентинец стартовал с поула на мягких шинах и топливный бак его Maserati был наполнен лишь на половину. Он знал, что гонщики Ferrari Майк Хоторн и Питер Коллинз поедут на более жёсткой резине и собираются обойтись без пит-стопа, поэтому применил альтернативную тактику.
К 13-му кругу Фанхио лидировал с преимуществом в 30 секунд и спокойно свернул в боксы. Но на пит-стопе произошла нелепая заминка, и в итоге он вернулся на трассу только на третьей позиции, в 48 секундах позади Коллинза, который ехал вторым.
За следующие 10 кругов Хуан-Мануэль девять раз обновлял рекорд трассы, стремительно догоняя красные машины. Впрочем, его Maserati была того же цвета. В начале 21-го круга он опередил Коллинза, а на следующем, последнем круге дистанции – и Хоторна и первым пересёк линию финиша на 3 секунды раньше британца. Это была последняя победа Фанхио в Формуле 1.
Вот таким гонщиком он был, и действительно жаль, что нет возможности посмотреть полную запись того Гран При. Или кадры, снятые бортовой камерой, а ведь как было бы интересно!
Кстати, Михаэлю Шумахеру, первому гонщику, которому удалось повторить достижение Хуана-Мануэля Фанхио, доводилось встречаться с El Maestro, и было это в 1992 году, когда будущий семикратный чемпион мира только начинал свою карьеру в Формуле 1. Но можно сказать, что это была символическая встреча, и Хуан-Мануэль, которому тогда было уже за 80, передал ему некую эстафету. А остальное уже история.
Источник: f1news.ru