Гран При Турции
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Серхио Перес (Racing Point)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)
Интервью на трассе
Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, с возвращением на подиум! Невероятная гонка!
Себастьян Феттель: Долгая и напряжённая, но очень интересная гонка. Я отлично проехал первый круг – если не ошибаюсь, я поднялся на четвёртое место. Мне нравилась работа дождевых шин, после перехода на промежуточную резину пилотировать стало сложнее, но в конце отрезка мой темп снова вырос. Борьба на последних кругах была очень напряжённой. Я немного удивлён, что поднялся на подиум, но очень этому рад. Отличная гонка в очень сложных условиях.
Вопрос: (Мартин Брандл) Вы вышли на третье место буквально перед самым финишем. Расскажите, что произошло в последних поворотах гонки.
Себастьян Феттель: Я увидел, что Шарль приблизился к Серхио, и слышал, что у Переса проблемы с шинами. На предыдущих кругах я их догонял, так что видел их борьбу. Когда Шарль заблокировал резину, я понял, что это мой шанс. Затем у меня был напряжённый поединок с Серхио. Я думаю, его шины были полностью изношены.
Вопрос: (Мартин Брандл) У вас была мысль на последнем отрезке гонки рискнуть и перейти на слики?
Себастьян Феттель: За 20 кругов до финиша я подумал, что можно перейти на слики, ведь трасса подсохла, а шины всё равно изношены. Но никто на это так и не решился. К тому же прогноз обещал дождь, который так и не пошёл. Мне очень хотелось перейти на слики – тогда был бы шанс выиграть, но я доволен третьей позицией.
Вопрос: (Мартин Брандл) Серхио, вы продемонстрировали впечатляющий пилотаж! Если я не ошибаюсь, вы проехали на одном комплекте промежуточных шин более сорока пяти кругов!
Серхио Перес: Это действительно стало ключевым фактором, позволившим финишировать вторым, хотя я сказал команде по радио: «Ещё один круг на этих шинах, и они взорвутся!» Ближе к финишу вибрации стали очень сильными.
Но резину пришлось беречь с самого начала до самого конца гонки, тем более что трасса постепенно подсыхала. Но я думаю, что команда отлично сработала, выбирая тактику и контролируя ход гонки. Льюис Хэмилтон сегодня выступил исключительно сильно, но мы тоже смогли показать хороший результат.
Вопрос: (Мартин Брандл) Были ли по ходу гонки опасные моменты?
Серхио Перес: Да, один был связан с Максом Ферстаппеном: зеркала совершенно запотели, и мне ничего не было видно. Инженер постоянно сообщал мне о величине интервалов и всё такое, и вдруг я заметил, что Макс оказался за пределами трассы, после чего исчез из вида.
А другая ситуация была связана с Шарлем Леклером: я не знал, что он так близко, и на последнем круге у нас была хорошая дуэль. Он опередил меня в 9-м повороте, но я вернул себе позицию, обогнав его в 11-м. В общем, сегодня мы отлично выступили!
Вопрос: (Мартин Брандл) Фантастический подарок для команды в преддверии расставания с ней. До конца сезона еще несколько гонок, вы вновь ярко продемонстрировали своё мастерство, но контракта на 2021 год у вас пока нет…
Серхио Перес: Как всегда, хочется в каждый уик-энд показывать высокие результаты, но, как говорится, ты хорош ровно настолько, насколько хорошей была твоя последняя гонка. Я намерен как можно лучше завершить сезон, а остальное зависит не от меня.
Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, это по-настоящему чемпионское качество – побеждать даже тогда, когда твоя машина не самая быстрая в пелотоне. Сегодня вы продемонстрировали поистине чемпионский пилотаж, с шестого места выиграли гонку и завоевали седьмой титул!
Льюис Хэмилтон: Спасибо за поздравления! У меня нет слов. Как обычно, начну с благодарности команде – огромное спасибо нашим сотрудникам на трассе, всем, кто работает в Брэкли и Бриксуорте, а также нашим партнёрам. Я не добился бы такого успеха, если бы несколько лет назад не принял решение перейти в Mercedes. Мы вместе творим историю, я горжусь нашим коллективом!
Спасибо болельщикам за то, что поддерживали меня все эти годы, и, конечно, спасибо моей семье. В детстве, наблюдая за гонками Формулы 1 по телевизору, я мечтал стать чемпионом мира, но сегодняшнее достижение превосходит мои самые смелые ожидания. Надеюсь, детишки по всему миру смотрели эту гонку – не слушайте тех, кто говорит вам, что вы ничего не добьетесь! Мечтайте о невозможном, прилагайте усилия, не сдавайтесь и не сомневайтесь в себе!
Вопрос: (Мартин Брандл) Вы повторили рекорд Михаэля Шумахера по количеству титулов! Уверен, великие чемпионы прошлых лет сегодня гордились бы вами!
Льюис Хэмилтон: Спасибо, но уик-энд складывался для нас очень непросто. Нас не так уж огорчили результаты в квалификации, мы понимали: машине не хватает скорости, но мы сделали всё, что было в наших силах. За эти годы мы научились справляться с трудностями. В Mercedes не пытаются искать виноватых, вместо этого мы стараемся во всем разобраться и ищем возможности добиться прогресса. Да, у нас не всегда всё получается идеально, но сегодня…
У меня была небольшая заминка на старте, потом я долго не мог пройти Себастьяна Феттеля. Я видел, как Александер Элбон уезжает от нас обоих, и думал: «Господи, мои шансы просто ускользают!» Но я продолжал выкладываться, продолжал верить в себя, сумел взвинтить темп и всё-таки выиграл эту гонку!
Вопрос: (Мартин Брандл) По ходу дистанции вы уступали лидеру более двадцати секунд! В какой момент вы поняли, что сможете выиграть гонку?
Льюис Хэмилтон: Когда я ехал за Себастьяном, в какой-то момент он начал наращивать отрыв, а у меня не получалось ему ответить. Я не понимал, перегреваются мои шины или остывают – видимо, это была пиковая фаза грануляции резины. Но асфальт подсыхал, я старался держаться оптимальной траектории и постепенно ехал всё быстрее и быстрее. Когда Себастьян поехал в боксы, я предпочел остаться на трассе. Далее мои промежуточные шины постепенно превращались в слики, но, к счастью, сохраняли рабочую температуру – если бы меня перевели на свежие слики, я не смог бы проехать и круга!
Вопрос: (Мартин Брандл) Ваши промежуточные шины фактически превратились в слики, но вы отказались от предложения команды провести пит-стоп.
Льюис Хэмилтон: Да, ближе к финишу я отказался от пит-стопа, поскольку помнил, как в 2007-м как раз на пит-лейн упустил возможность завоевать титул. Тот урок я отлично усвоил! Я чувствовал, что контролирую ситуацию и смогу добраться до финиша, даже если на последнем круге начнется дождь.
Пресс-конференция
(без Льюиса Хэмилтона, для обладателя титула в FIA устроили традиционную отдельную чемпионскую пресс-конференцию)
Вопрос: Серхио, примите поздравления – девятый подиум в карьере и первый с Гран При Азербайджана 2018 года! Насколько вы довольны?
Серхио Перес: Очень доволен, особенно после того, как в предыдущей гонке финишировать в первой тройке помешала ошибка в стратегии. Мы были близки к подиуму во второй гонке в Австрии, могли рассчитывать на него в Имоле – хорошо, что в этот уик-энд мне и команде всё-таки удалось добиться такого высокого результата. Мы всерьез рисковали упустить его буквально на последнем круге, когда меня догнали оба гонщика Ferrari. Удержать их позади на изношенных шинах оказалось непросто, но, похоже, в этот раз была наша очередь заработать второе место! Мы заработали много очков, я очень этому рад!
Вопрос: Серхио, ваш напарник провел второй пит-стоп и получил свежий комплект промежуточных шин. Вы планировали поступить так же?
Серхио Перес: Возможно, мне следовало сменить шины одновременно с соперниками, но в тот момент команда сообщила, что у Лэнса свежий комплект начал гранулироваться, и попросила чуть дольше оставаться на трассе. Далее гонка сложилась таким образом, что на этих шинах я ехал до самого финиша.
Вопрос: Себастьян, потрясающая гонка! На старте вам удалось прорваться с одиннадцатого на третье место, расскажите об этом.
Себастьян Феттель: Старт в самом деле удался. Я понимал, что трасса очень скользкая, сразу сумел отыграть несколько позиций, а в первом повороте предпочел не рисковать. Кажется, там развернуло Даниэля Риккардо… Или это был Эстебан Окон? В общем, в первом повороте развернуло одну из машин Renault, всем, кто ехал позади, пришлось сместиться на внешний радиус, а я протиснулся по внутренней кромке и отыграл еще несколько мест.
Хорошо, что передо мной была свободная трасса, это очень помогло в начале гонки. Но после перехода на промежуточные шины мне потребовалось довольно много времени, чтобы вывести их в рабочий диапазон, я потерял пару позиций и был вынужден отыгрываться. На протяжении пары кругов у меня было интересное сражение с Льюисом, но потом снова потребовалось ехать в боксы, так как резина сильно гранулировалась. Видимо, я слишком осторожно ехал на том комплекте, нужно было атаковать агрессивнее – тогда концовка гонки, наверное, получилась бы не такой захватывающей, но результат для нас мог оказаться выше. В любом случае, я рад третьему месту.
За несколько поворотов до финиша нам удалось догнать Серхио, его шины практически потеряли эффективность – вряд ли бы он сумел продержаться на них еще один круг. Шарль допустил ошибку, в последних поворотах мы втроем боролись вплотную. Я вышел на третье место и рассчитывал, что смогу лучше разогнаться на выходе из последнего поворота и пройду Серхио, но он всё-таки удержал вторую позицию.
Вопрос: После непростой для Ferrari квалификации насколько вас удивила скорость машины в гонке?
Себастьян Феттель: В квалификации на дождевых шинах нам заметно не хватало скорости. Сегодня ситуация была чуть лучше, но всё равно на дождевых шинах мы чувствовали себя менее уверенно, чем на промежуточных. Как я уже говорил, на втором отрезке гонки я мог бы сработать еще лучше, если бы агрессивнее атаковал на промежуточных шинах, но я берёг их с тем расчётом, чтобы далее перейти на слики. Правда, никто из соперников на слики не перешёл, мы уже ехали на высоких позициях и хотели удержать их, вдобавок прогноз обещал дождь буквально на последнем круге. Сейчас я думаю, что нам, наверное, стоило рискнуть. Да, трасса местами оставалась влажной, но уровень сцепления был вполне стабильным. Все ехали на промежуточных, у всех они были сильно изношены – у Серхио и Льюиса резина фактически превратилась в слик, в такой ситуации реальные слики были бы намного быстрее. Опять же, это рассуждения: мы не рискнули, но всё-таки заработали подиум, вряд ли можно было добиться большего.
Вопрос: Для вас это первый подиум в очень непростом сезоне. Насколько приятно вернуться в тройку сильнейших?
Себастьян Феттель: Вы правы, сезон выдался очень сложным. В квалификациях мы сильно уступаем соперникам в скорости, а в гонках зачастую оказываемся в плотной группе без шансов обогнать. Борьба в середине пелотона предельно острая, даже если у вас есть небольшое преимущество в темпе, далеко не всегда удается его реализовать и провести атаку. Но мы всё-таки с нетерпением ждём оставшиеся гонки и рассчитываем в них добиться прогресса. Сегодня свою роль сыграли скользкая трасса и непростые погодные условия, но хотелось бы и в следующих гонках выжать из машины максимум скорости и заработать как можно больше очков для себя и команды.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Себастьян, вы сказали, что в квалификации вам было особенно непросто на дождевых шинах, но в начале гонки на них вы были достаточно быстры. Это потому, что вам удалось лучше прогреть их, атакуя круг за кругом?
Себастьян Феттель: По сравнению с квалификацией мы ничего не меняли в машине, это запрещено. Просто сегодня на трассе было меньше воды, уже по этой причине мы ехали заметно быстрее. В начале отрезка темп был в районе 1 минуты 58 секунд, а ближе к пит-стопу – что-то вроде 1 минуты 50 секунд, тогда как в квалификации были намного медленнее из-за того, что воды было больше, и резина остывала практически мгновенно. Пожалуй, именно этим объясняется разница.
Надеюсь, мы собрали достаточно информации, которая пригодится, если в оставшихся гонках снова придется выступать в дождь. Опять же, Серхио и его напарник в начале гонки держали какой-то невероятный темп и быстро оторвались от меня на десять секунд, нам явно нужно разобраться, как работать с дождевыми шинами так же эффективно.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Серхио и Себастьян, сегодня вы оба добились значимых для себя результатов. Если не ошибаюсь, то вы одиннадцатый и двенадцатый гонщики, которые поднялись на подиум в этом году.
Серхио, всё идёт к тому, что вы проведёте свой лучший сезон в Формуле 1. По вашему мнению, насколько высокий уровень выступлений вы демонстрируете в этом году? Лучший в карьере?
Себастьян, вы считаете, что подиум в такой сложный сезон свидетельствует о том, что вы всё тот же первоклассный гонщик, выигравший четыре титула и много гонок…
Серхио Перес: Я считаю, что провожу хороший сезон, но в Формуле 1 вы во многом зависите от потенциала машины. В прошлые годы я тоже хорошо проводил сезоны, но этого не было видно из-за возможностей машины. Я заканчивал сезон на седьмой позиции, несколько раз был восьмым, но при этом всё равно хорошо справлялся с работой.
Сейчас я выступаю на очень хорошем уровне. Думаю, моя карьера на пике с точки зрения опыта, понимания того, как складывается ситуация в гонках, и коммуникации с инженерами. Кроме того, я уже много лет выступаю в команде, что тоже помогает.
В этом сезоне по разным причинам подъёмы сменялись спадами. Что-то было связано с событиями на трассе, что-то за её пределами, но мы всё равно продолжаем бороться. Я уверен, что подиум поможет нам хорошо выступить в заключительных гонках.
Себастьян Феттель: Я немного шокирован формулировкой вашего вопроса. Я не думаю… В Формуле 1 очень быстро всё меняется. Мы пилотируем самые быстрые машины, но вас всегда оценивают по результатам последней гонки.
Я сказал, что мы проводим сложный сезон, и были моменты, в которые я не показывал всё, на что способен, но я не сомневаюсь, что в состоянии хорошо делать свою работу, и я не думаю, что в этом отношении что-то изменилось, так что я немного удивлён вопросом, но спасибо.
Вопрос: (Сандор Месарош) Себастьян, как вам работалось в этот уик-энд под руководством Лорана Мекиса?
Себастьян Феттель: Команда в курсе всех произошедших кадровых перестановок, и сегодня мы заработали больше всего очков за сезон, а Маттиа здесь не было! Если в следующей гонке мы не заработаем очки, то попробуем вновь оставить его на базе!
Если серьёзно, я не думаю, что здесь есть какая-то связь. Я не верю в такие вещи. Я работал с Лораном 12 или 13 лет назад. С тех пор мы оба прошли долгий путь, и в этот уик-энд он присматривал за нами в отсутствии Маттиа. Я считаю его способным парнем и, как я уже сказал, дело не только в том, был с нами Маттиа или нет, дело в командной работе.
Думаю, Серхио скажет то же самое. В команде работает очень много людей, и много разных звеньев должны сложиться вместе, чтобы хорошо провести уик-энд. Мы воспользовались условиями, в которых проходил этот этап. Возможно, нам подошли характеристики асфальта и дождливая погода, но мы надеемся хорошо провести и три следующих гонки.
Вопрос: (Кристиан Менат) Серхио, можете рассказать о тех кругах, когда вы довольно близко ехали позади напарника, поскольку ситуация казалось странной. Вы оба боролись за победу в тот момент? Вы преследовали напарника и вынудили его поехать в боксы? О чём в тот момент шли разговоры на командном мостике?
Серхио Перес: В тот момент все мысли были о том, чтобы поберечь комплект промежуточных шин, на котором мы ехали. В тот момент мы застряли. Ближе к концу гонки ожидался дождь, но у нас уже начались серьёзные проблемы с промежуточными шинами. Нам пришлось пережить фазу гранулирования резины – только после этого я смог контролировать её состояние.
Когда Лэнс остановился в боксах, я тоже думал о том, чтобы поменять шины, поскольку мой комплект был изрядно изношен, но команда сообщила, что сразу после пит-стопа шины Лэнса стали гранулироваться, поэтому он не смог увеличить темп. Мы решили оставаться на трассе, но, если вспомнить о проблемах на последних кругах, вероятно, стоило провести пит-стоп.
Вопрос: (Джон МакЭвой): Себастьян, BBC сообщила, что когда вы подошли поздравить Льюиса после финиша, то сказали ему: «Ты лучший гонщик Формулы 1 всех времён». Вы действительно так сказали и если да, то вы действительно считаете Льюиса лучшим гонщиком всех времён?
Себастьян Феттель: Я сказал ему, что этот результат особенный для нас, поскольку сегодня мы стали свидетелями того, как пишется история. Я считаю Льюиса величайшим гонщиком нашего времени, в этом нет сомнений.
Что касается других, то сравнивать сложно. Как можно сравнивать Фанхио или Стирлинга Мосса с нашим поколением? Это невозможно. Не исключено, что мы бы не справились за рулём машин тех лет. Не исключено, что гонщики тех лет ничего бы не показали за рулём современных машин, поскольку они слишком быстрые. Кто знает? Нет смысла сравнивать, поскольку в каждую эпоху есть свои гонщики, и Льюис – определённо лучший нашей эпохи.
Для меня с эмоциональной точки зрения Михаэль всегда будет лучшим гонщиком, но нет сомнений, что благодаря своим достижениям Льюис входит в число великих. Он сравнялся с Михаэлем по числу титулов, у него больше побед в гонках и поулов – он сделал всё, о чём его можно было попросить. Думаю, сегодня он представил лучшие доказательства.
Гонка была сложной – в таких условиях трудно просто удержаться на трассе на протяжении двух часов. Говоря откровенно, Льюис не должен был выиграть эту гонку, но он её выиграл. Ему в очередной раз удалось продемонстрировать что-то такое, чего нет у других. Я считаю, что он заслужил всего, чего достиг.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволь) Себастьян, Шарль после пересечения финишной линии был сильно расстроен в радиопереговорах с командой. Случившееся в последнем повороте повлияет на динамику ваших отношений с напарником?
Себастьян Феттель: Честно говоря, наверное произошедшее ни на что не повлияет. Турецкая трасса – особенная для меня, поскольку здесь всё и началось. Возможно, не здесь всё закончится, но оглядываясь на много лет назад, в Шарле я часто вижу самого себя. Он намного моложе и он очень быстр. У меня сегодня не было возможности с ним поговорить, но я обязательно сделаю это позже. Я скажу ему, что не имеет значения, поднялся он на подиум или нет, поскольку, я уверен, в будущем у него будет ещё много подиумов. Сейчас он рассержен, поскольку ошибся и потерял место на подиуме, но если глобально смотреть на вещи, то этот подиум ни на что не влияет.
Я считаю себя достаточно взрослым и никогда не позволю, чтобы такие вещи накалили обстановку и встали между нами. Я рад всему, что он достиг и буду рад его будущим успехам, поскольку он отличный парень. Да, гонка была сложной, и на разных этапах гонки мы оба были близки к тому, чтобы всё потерять. Разумеется, особенно больно упустить подиум на последнем круге.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Серхио, когда команда занимает первое и третье место на старте, перед гонкой возможно обсуждение командой тактики. В вашем случае были какие-то командные приказы? В Racing Point сделали ставку на другого гонщика? Что вы обсуждали?
Серхио Перес: Нет, в основном речь шла… Мы ведём очень плотную борьбу за третье место в Кубке конструкторов, и это действительно важно для нас, поэтому задача была в том, чтобы двумя машинами финишировать как можно выше.
Лэнс лидировал в гонке, команда считала, что лучший вариант – провести его пит-стоп, но стратегия не сработала. Однако нам всё равно удалось заработать много очков – больше, чем главные соперники. Впереди ещё три очень важные гонки в чемпионате.
Перевод: Валерий Карташев / Михаил Смирнов
Источник: f1news.ru