Гонка #30: 2 августа 1953 года. Гран При Германии. Нюрбургринг
Поул
Альберто Аскари (Ferrari 500) – 9.59,8 (136,9 км/ч)
Лучший круг
Альберто Аскари (Ferrari 500) – 9.56,0 (137,8 км/ч)
Победитель
Джузеппе Фарина (Ferrari 500) – 3:02.25,0 (135,0 км/ч)
В 1953 году машины Энцо Феррари по-прежнему лидировали в гонках Гран При. И хотя соперники из Maserati смогли сократить отставание и даже одержали на последнем этапе сезона победу, двухлетний отрезок, когда в чемпионате мира использовались правила Формулы 2, целиком и полностью считается временем Ferrari 500.
Общую картину подтвердил и седьмой этап сезона, который принимала знаменитая Северная петля Нюрбургринга. Скудерию и Maserati на Гран При Германии представляли по четыре пилота. В квалификации действующий чемпион мира Альберто Аскари показал лучшее время, но вторым оказался вернувшийся в строй после пропущенного сезона Хуан-Мануэль Фанхио, ставший лидером команды миланского «трезубца».
Более того, аргентинец даже вышел в лидеры на первом круге, но быстро откатился на вторую позицию – Аскари провел обгон и помчался вперед. Фанхио же пришлось непросто в сражении с Майком Хоторном. Молодой британец обратил на себя внимание Энцо Феррари сильными выступлениями в предыдущем сезоне – и получил приглашение защищать цвета команды из Маранелло. В Реймсе он отпраздновал первую победу и сейчас тоже не собирался сдаваться без боя. Не смущаясь авторитета Маэстро, Майк атаковал его – и, в конце концов, смог выйти на второе место.
После четырех кругов, уехав от соперников почти на минуту, Альберто Аскари пережил несколько неприятных секунд, когда на его «пятисотке» в скоростном вираже отлетело правое переднее колесо! Опыт и хладнокровие позволили итальянцу удержать машину под контролем, Альберто сумел вернуться в боксы, но долгий ремонт отбросил пилота на далёкое десятое место.
Аскари прыгнул за руль и помчался вперед, он смог быстро прорваться на пятое место, но поврежденная Ferrari ехала не слишком здорово – и Альберто решил поменяться машинами со своим напарником Луиджи Виллорези. Погоня продолжилась.
И всё же, это был не день «Иль Чиччо», как называли гонщика. Перекрыв свой же квалификационный результат круга на четыре секунды, Аскари «загнал» машину и вынужден был окончательно сложить оружие. С другой стороны, даже поражение в гонке не помешало ему победить в чемпионате. Дело в том, что Хоторн и Фанхио столь отчаянно сражались за ставшую вакантной первую позицию, что не заметили, как их настиг Джузеппе Фарина.
Ветерану Ferrari удалось обогнать обоих спорщиков – и выиграть Гран При Германии. Хуан-Мануэль, у которого лопнула одна из выхлопных труб, всё же смог финишировать вторым, а юному Майку досталась нижняя ступень подиума.
Интересно…
На Нюрбургринге был установлен целый ряд интересных статистических достижений. Во-первых, демократичный регламент Ф2 позволил выйти на старт многим местным частникам – в итоге на решетку в воскресенье выехали 34 машины. Ни один другой Гран При чемпионата мира не собирал столь внушительного количества участников. Кроме того, одержав победу в 46 лет, 9 месяцев и 3 дня, Джузеппе Фарина стал самым возрастным триумфатором за всю историю Формулы 1 (из тех, кто сам вел машину к победе от старта до финиша).
Майк Хоторн
Джон Майк Хоторн родился весной 1929 года в небольшом городке центральной Англии. Его отец, страстный поклонник гонок, владел небольшой гаражной мастерской около знаменитого овала в Бруклендсе – столице предвоенного британского автоспорта. Неудивительно, что мальчишка с юных лет приобщился к миру скорости.
В военные годы он несколько раз пробовал поступить на курсы пилотов-истребителей, но всякий раз не проходил в силу юного возраста. Майк получил отличное техническое образование и уже был назначен на хороший пост в компании по производству грузовых фургонов – но в этот момент судьбе было угодно резко поставить всё с ног на голову.
Хоторн любил жизнь и стремился получить от неё максимальное удовольствие. В компании таких же молодых сорвиголов британец носился по многочисленным пабам в поисках кружки доброго эля и мимолётного знакомства. Уже тогда, в очередной раз сматывая удочки от полицейской погони после какой-нибудь выходки, Майк демонстрировал на городских улочках незаурядное водительское мастерство.
Отец, понимая, что до добра это не доведет, решил переключить внимание сына на легальные гонки – сначала на двух, а затем и на четырёхколёсной технике. Карьера Хоторна получилась сногсшибательной – в 1950-м он боролся за трофеи в местных клубных состязаниях за рулем древней развалюхи Riley, а уже в 1953-м выступал в Формуле 1 за команду Энцо Феррари!
Он отличался высоким, почти 190 см, ростом, а на старт неизменно выходил в классическом твидовом костюме с неизменным галстуком-бабочкой. Как-то раз, когда соревнования проходили в дождь, Майк надел сверху куртку-ветровку зеленого цвета, которая вскоре стала его фирменным знаком. Как и многие британцы, чьи имена украсят книгу истории Ф1 в следующие десятилетия, Хоторн не был гоночной суперзвездой первой величины – но он, несомненно, обладал талантом, обожал скорость, а когда ловил кураж – мог опередить на трассе любого.
Именно это привлекло к британцу внимание Коммендаторе, и именно так случилось на Гран При Франции 1953 года, когда Майку удалось в невероятной по красоте и напряжению дуэли опередить Хуана-Мануэля Фанхио, Хосе-Фройлана Гонсалеса и Альберто Аскари: вся эта группа пересекла линию финиша в пределах 5 секунд. Стоя на вершине подиума под звуки национального гимна, молодой пилот не смог сдержать слез – впервые в истории представитель Великобритании выиграл Гран При.
Хоторну порой недоставало стабильности, но его любили в паддоке. «Приятный парень, у которого всегда хорошее настроение», – так отзывался о нём Фанхио. Случалось, что британец на время терял интерес к гонкам, но вскоре вновь обретал мотивацию и демонстрировал отличные результаты.
В начале 1954 года у Майка началась полоса неприятностей. Весной, выступая во внезачетных соревнованиях на Сицилии, он попал в аварию и оказался зажат в кокпите вспыхнувшей машины, получив сильные ожоги. Затем в дорожном происшествии погиб его отец. Вдобавок, злые языки муссировали тот факт, что Хоторн выступал в Гран При по всей Европе, хотя чуть раньше отказался от военной службы, заявив о болезни почек. Тем не менее, британец продолжил карьеру, трижды финишировал вторым, а затем одержал победу в завершавшем сезон Гран При Испании.
Однако, после этого он покинул Ferrari – нужно было поддерживать семейный бизнес. Два следующих года, что Майк гонялся за своих земляков Альфреда Оуэна и Тони Вандервелла, почти не принесли ему позитивных эмоций. Ситуацию усугубила трагедия в Ле-Мане 1955 года, после которой многие называли именно Хоторна виновником гибели десятков людей. Тот факт, что в итоге он выиграл знаменитый суточный марафон, отошел на второй план.
Британец вернулся в Ferrari в 1957-м и вновь начал показывать хорошие результаты. В команде уже выступал его молодой земляк Питер Коллинз – вскоре они стали закадычными друзьями. Шумные вечеринки, романы, не всегда безобидные шутки в отелях и ресторанах – гонщики Скудерии веселились, радуясь жизни. Энцо Феррари такое поведение не нравилось, но в первую очередь Коммендаторе не одобрял пристрастия к алкоголю, а в этом и Хоторн, и Коллинз знали меру.
В сезоне 1958 года команда из Маранелло выступала на новых машинах Dino 246. Их соперники – британцы из Cooper и Vanwall – обладали быстрой, но не слишком надежной техникой. Хоторн же стабильно добирался до финиша, почти всегда поднимаясь на подиум. Победа на Гран При Франции позволила ему сравняться по очкам со Стирлингом Моссом на первой строчке чемпионата. Вторая половина сезона стала невероятным по напряжению поединком двух гонщиков.
Увы, Майк проводил её в скверном расположении духа. Один за другим разбились в авариях два его напарника – Луиджи Муссо и Питер Коллинз. Но Хоторн собрался – и завоевал в семи последних гонках одну победу и пять вторых мест. Этого хватило, чтобы с перевесом в одно очко взять верх над Моссом, а спустя всего несколько дней после триумфального завершения сезона Майк заявил, что покидает Формулу 1.
До дня своей смерти в 2002 году, владелец одной из сильнейших частных команд в истории Ф1, Роб Уокер, утверждал, что это было лишь совпадение. Что туманным утром 22 января 1959 года он спокойно ехал на своем открытом Mercedes по шоссе А3, когда на одной из развязок его нагнал мощный Jaguar, ведомый Майком Хоторном. Что они вместе, не слишком превышая скорость, продолжили путь до нового участка объездной дороги вокруг городка Гилдфорд.
Увы, недавние свидетельства позволяют усомниться в этой версии. Брайан Тейлор, работавший полвека назад механиком в мастерской Хоторна, вспоминает, как машина Уокера остановилась перед воротами, и человек, сидевший за рулем, сделал недвусмысленный жест, после чего с визгом шин сорвался с места. Хоторну второго приглашения не потребовалось – он устремился в погоню.
Две мощные машины мчались в туманной дымке, ситуацию осложнял заморосивший дождь. В том месте, где шоссе А3 изгибалось в сторону, огибая Гилдфорд, Mercedes Уокера ещё был впереди, но его соперник мчался на максимальной скорости, сокращая отставание. В одной из луж колеса потеряли сцепление, Jaguar вылетел с дороги и врезался в дерево. Первый британский чемпион Формулы 1 погиб мгновенно…
Источник: f1news.ru