Александр РогулевР-СпортВсе материалыЗащитник чешской “Млады Болеслав” и молодежной сборной России Алексей Татаев рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Александру Рогулеву о том, как переживает эпидемию коронавируса посреди Европы, какие книги читает и думает ли о возвращении в Россию по примеру бывшего партнера по команде Николая Комличенко.Зарплаты в “Младе” урезали на 20%, никто не возражал– Как вы переживаете эпидемию? В Чехии всё не так критично, как в других европейских странах?
– Я сижу уже практически месяц дома. Изначально говорили, что выходить на улицу стоит только в экстренных ситуациях, но на самом деле прогулки с собаками или детьми реально никто не запрещает. Выйти из дома на прогулку или на пробежку можно вообще без проблем. Я этим пользуюсь: почти каждый день выхожу на пробежку, занимаюсь на стадионе. И даже когда полицейский рядом со мной проходит, ко мне нет никаких вопросов. Главное – носить маску и соблюдать дистанцию от других людей, в том числе в магазинах и других общественных пространствах.
– Слышал, после европейской Пасхи в середине апреля все ограничения снимут, это так?– Тут в последние дни действительно стало раскованнее. Больше людей на улицах. Мой агент говорит, что в Германии уже начали тренироваться. Если там возобновили занятия, значит, и у нас скоро разрешат – тут же всё рядом.– В командном чате эту тему обсуждаете?– Пока ничего особенного там тоже не писали. В среду был на базе, там как раз должно было состоятся совещание с участием президента и главного тренера. Мне кажется, на днях объявят о возвращении к тренировкам.
– Как поддерживали форму? Читал, что тренажеров домой не покупали.– Да, здесь одна резинка – вот и всё (смеется). На самом деле я как мог форму поддерживал: бегал в ближайшем парке со спринтами, качал ноги, плюс дома каждый день тренировки на пресс, спину, руки. В общем, чувствую себя хорошо. Нет такого, что долго нахожусь без спорта и чувствую себя не в своей тарелке. Как всё разрешится, выйду, начну тренироваться и быстро наберу форму.– Но игровые кондиции всё равно надо будет набирать?– Да, тут очень обидно получилось. Мы прошли полноценные сборы, набрали форму, я чувствовал себя отлично и был полностью готов к сезону. Но тут всего несколько игр – и всё закрывается. Но, думаю, нам дадут время прийти в себя.
– Александр Головин и Федор Смолов вернулись из Монако и Испании в Россию на время карантина. У вас такой мысли не было?– Они вернулись, серьезно? Я и не знал. У меня была возможность улететь, когда всё только начиналось – в середине марта. Когда закрывали аэропорт, я этот вопрос в общении с руководством клуба поднял, и там ответили, что лучше всем иностранным футболистам оставаться в Чехии. Просто потому, что если уехать, то потом будет очень сложно вернуться. Сейчас иностранцев в страну не пускают, и непонятно, когда снова начнут.
Вчера, 18:36Смолов: руководство “Сельты” разрешило мне вернуться в Россию– Сейчас все обсуждают сокращение зарплат футболистов в российских клубах. Как с этим делом в “Младе”?
– У нас этот вопрос быстро решился. Капитан команды обсудил всё с руководством клуба, они вместе пришли к выводу, что нужно сократить зарплаты на 20%. Никто из пацанов не написал чего-то против, все очень быстро решили. Тут же еще со “Шкодой” летом заканчивается контракт, а завод не работает три последние недели. Это сумасшедший удар по экономике, поэтому против сокращения никто не возражал – все всё понимают.Прочитал про Че Гевару, взялся за “Войну и мир”– Как пережить самоизоляцию, когда живешь один, без семьи?– Первую неделю было реально тяжело, я не понимал, как вообще так можно жить, не выходя из дома. Такое же в первый раз в жизни со мной, да и, думаю, со многими людьми на планете. Потом со временем привык и понял, что из этой ситуации можно выгоду извлечь. Больше времени тратишь на себя, на чтение, самообразование.
– Вы же и до этого много читали. За что взялись во время изоляции?– Я прочитал про Эрнесто Че Гевару. Честно, я в полнейшем восторге. С самого детства знаком с его историей – и по телевизору смотрел, и отец рассказывал. Но сейчас наткнулся на книгу Устарис-Арсе Рехинальдо “Че Гевара. Жизнь, смерть и воскрешение из мифа”. Автор собирал информацию о нем в течение 40 лет. Когда Че устроил революцию, Рехинальдо хотел выпустить о нем большую статью, ему это сделать запретили, но он всё равно выпустил, а потом сбежал из страны. В итоге, через 40 лет он написал о Че Геваре самую правдивую книгу, в которой все слова подтверждаются свидетельствами сразу нескольких людей.– Чем же хорош Че Гевара?– Для меня это легендарный человек. Читал, одна женщина после смерти Че назвала его Иисусом. Я с ней согласен, Че Гевара – Иисус XX века. Он очень много делал для простого народа, ему никогда не нужны были деньги или материальные блага. После кубинской революции он мог шикарно жить в своей стране, но он поехал в Африку и Боливию делать свою революцию, чтобы освободить простых людей от западной власти. Как по мне, Че Гевара – великий человек, и таким нужно подражать.
– Но во время революций…– …Да, я понимаю, он убивал людей, его нельзя называть идеальным. Но есть много свидетельств, как он помогал ближним, мог отдать последние деньги, чтобы этому человеку было лучше, чем самому Че. В Боливии лечил простых солдат, воевавших против них. Несмотря на свою астму Че Гевара никогда не жаловался. Верите-нет, а у меня мурашки по коже, когда я рассказываю про него. Мне кажется, о Че Геваре нужно больше фильмов, книг и других произведений. Сейчас я сел за “Войну и мир” Льва Толстого.– В школе не читали?– В школе было неинтересно. Ты сидишь и не понимаешь: а зачем мне это читать, если это скучно? А сейчас это совсем другое. Интересно понять, как люди жили раньше. Интересно, как относятся к историческим личностям разные писатели. Вот, например, Наполеон традиционно изображается отрицательным и глупым человеком, но ведь французы за что-то его восхваляли. Еще вот, например, в “Острове проклятых” Лихейна утверждается, что фашистов во Второй мировой войне победили американцы. Мнений об одном и том же историческом факте множество, и мне интересно изучить разные точки зрения, выбирая свою собственную.В “Младе” после Комличенко идет перестройка– Уход Комличенко сильно сказался на “Младе”?
– Было забавно, когда на первом собрании после зимней паузы наш главный тренер Йозеф Вебер объявил об уходе Коли и сказал: “Всё, его с нами больше нет, давайте не будем его вспоминать и сконцентрируемся на тех, кто будет расти с нами дальше”. А потом уже через пару игр он собирает всех и начинает: “Коля мог это, Коля мог то, он сам принимал и отдавал”. Конечно, сразу складывается мнение, что без Комличенко реально тяжело, он имел очень большой вес в команде.– Это было так?– Он действительно в одиночку мог решить момент, который далеко не каждый нападающий решит. Я помню момент, когда мы с “Будеевице” проигрывали 0:2, игра не клеилась, да и Коля не выглядел хорошо. Но он где-то побился, поборолся, забил один, потом второй перед перерывом, а после – еще два положил. После таких игр ты понимаешь, что Комличенко просто на голову выше всех остальных. Когда такой человек на поле, это уже “+1” в твою пользу.– Получается, “Младе” даже хорошо, что чемпионат остановили. Есть время перестроиться.
– Сейчас в команде реально идет большая перестройка. И надо признать, что голы нам теперь даются очень тяжело. Недавно пацаны смеялись: давайте, говорят, сейчас закончим, чтобы мы точно в зоне еврокубков остались. Хотя УЕФА настаивает на завершении чемпионатов, так что всё же лучше доиграть.– Удивились, что Комличенко вернулся в Россию? Все ждали его перехода в топ-чемпионат.– Все-таки не каждая команда покупает себе игрока зимой, тем более на такую позицию. Я удивился, что Коля не уехал еще летом, когда выдал сумасшедший сезон в “Младе”. Позже мы часто говорили на эту тему, и он говорил так: “Между непонятным вариантом в Европе и нормальным предложением в России я выберу второе”. Все-таки там его жена, ребенок, там ему проще. В Чехию жена не всегда могла прилететь, а теперь они все вместе. Выбор оправданный: пусть Комличенко не так часто играл весной, но “Динамо” он помогает очень сильно. Время у него есть.
23 марта, 15:24Комличенко признали лучшим игроком “Динамо” в феврале и марте– Вас тема семьи пока не держит. Получается, по-прежнему мечтаете о Европе? Или при нормальном предложении готовы вернуться?
– Я в Россию не собираюсь возвращаться ближайшие 6-7 лет. Конечно, я сейчас могу говорить одно, а обстоятельства сложатся по-другому. Но на данный момент я очень хочу поиграть в Европе, попутешествовать, попробовать себя на топ-уровне. У меня нет желания осесть в какой-то одной команде на длительный срок: хочу расти, развивается. Как только пойму, что в Чехии я вырос и всё доказал, хочу идти дальше.– Теперь вы остались вдвоем с Арутюном Григоряном.– Да мы же в школе за одной партой сидели. Мы с ним очень близкие друзья, здесь собираемся, играем то в шахматы, то в покер. Я, конечно, чаще выигрываю: сначала поддамся ему, дам войти в игру, а потом беру свое и побеждаю.– Какие у него перспективы?
– Я знаю, что о нем очень хорошее мнение в клубе, в том числе у президента “Млады”. Все говорят, что ему нужно просто адаптироваться. Я сам же его прекрасно знаю: Арутюну нужно просто начать понимать местный футбол, местный язык, и он вольется очень быстро. По себе знаю, у меня было то же самое, когда я приехал полтора года назад. Когда Григорян адаптируется, будет играть, у меня нет сомнений.”Леша, какой ты опорник?”– Чешский чемпионат сильно проигрывает по уровню РПЛ?– Когда я сюда ехал, мне говорили, что местная лига – это как ФНЛ. Тяжелая борьба, много единоборств и так далее. Мне лично кажется, что по работоспособности здесь уровень намного выше, чем ФНЛ. С другой стороны, клубы премьер-лиги гораздо сильнее в тактике и созидании. Здесь можно спокойно играть, расти. Если есть характер, то можно расти. Что касается топ-клубов, то если “Славия” или пльзеньская “Виктория”, условно, поехали бы в РПЛ, то были бы вверху – эти команды показывают очень качественный футбол.– Зимой писали, что Индржиха Трпишовски из “Славии” хотел в московский “Локомотив”. Он смог бы добиться такого же успеха в России?– Я думаю, что у него бы ничего не получилось. У Трпишовски вся команда работает – там даже нападающие должны глубоко садиться чуть ли не до своей штрафной. В “Славии” очень тяжелые сборы, много упражнений на физическую выносливость. Это жесткий тренер, он пересекался с Комличенко в “Словане”. Коля говорил, что у Трпишовски футболисты блюют на сборах. Поэтому, мне кажется, ему было бы тяжело в России и тем более в “Локомотиве”. Там же собраны звезды, а он заставил бы их носиться от бровки до бровки. Кто-нибудь не выдержит и скажет: “А давайте в футбол поиграем?”. И начнутся споры.
28 марта, 08:38Михайловский: уровень итальянской Серии D сравним с нижней частью ФНЛ– Можно называть вас одним из лидеров “Млады” или еще рано?– Смотрите, в “Краснодаре” меня знали несколько лет, знали мои возможности, мой характер. И если я, когда играл в молодежной команде, получая травму, пропускал матчи, то сразу после возвращения в строй меня ставили в основу. Потому что сомнений во мне ни у кого не было. Здесь пока такого сказать нельзя. Если я пропускаю 2-3 недели, то не факт, что меня сразу поставят в состав. Такое было только что – на зимних сборах, когда меня вернули в старт только после поражения в первом спарринге. Еще нужно немного времени, чтобы в меня поверили как в игрока основного состава.– Есть вариант, что Вебер вернет вас в опорную зону? Или сейчас вы центральный защитник на 100%?– Главный тренер рассматривает меня как игрока, способного закрыть две позиции. Когда я приехал, вариантов не было: в защите играли два опытных футболиста, поэтому место было только в “опоре”. Вебер говорил: “Терпи, работай, потом будешь играть”. В итоге я заслужил место. Сейчас в “Младу” приехал Ондржей Мазух, и существовал вариант, при котором мне снова придется играть в опорной зоне. Если говорить откровенно, эта ситуация стала дополнительным вызовом для меня. Но за зиму, судя по первым официальным матчам, я смог доказать, что достоин игры в старте именно там, где и играл до этого. Наверное, тренер понял, что в защите я выгляжу лучше.– В молодежной сборной России мы можем увидеть вас в опорной зоне? Всё же связка Дивеева и Евгеньева, кажется, уже устоялась.– Как-то на сборах молодежки, когда я в “Младе” отыграл полгода, главный тренер подошел и сказал мне по-доброму: “Леша, ну какой ты опорник? Ты защитник”. И мне всё стало понятно (смеется). Но если серьезно, то в сборной я всегда готов сыграть там, где меня видит тренер. В любой ситуации готов биться и доказывать.
Источник: rsport.ru