Гонка #626. 16 августа 1998 года. Гран При Венгрии. Хунгароринг

Поул
Мика Хаккинен (McLaren MP4/13) – 1:16,973 (185,582 км/ч)

Лучший круг
Михаэль Шумахер (Ferrari F300) – 1:19,286 (180,168 км/ч)

Победитель
Михаэль Шумахер (Ferrari F300) – 1:45:25,550 (173,887 км/ч)

Сезон 1998 года считается одним из примеров тотального доминирования одной команды, хотя в действительности её преимущество было не так уж велико. Да, на первом этапе сезона пилоты McLaren привезли всем преследователям круг, однако это во многом было связано с характером трассы, а также сходом Михаэля Шумахера. На втором этапе их преимущество немного сократилось. А уже на третьем Шумахер принёс Ferrari победу, причём сумел обогнать обе машины McLaren на трассе.

В 1998-м вступил в силу новый регламент, существенно изменивший облик машин. Они стали заметно уже, а на шинах появились продольные канавки – в FIA пытались снизить скорость в поворотах и увеличить количество обгонов. Как обычно, меры не возымели действия, и лишь облегчили задачу McLaren, заполучившую лучшего конструктора Формулы 1 — Эдриана Ньюи, который быстрее остальных смог приспособиться к новым правилам.

Обычно считается, что острое соперничество по ходу чемпионата после разгрома, учинённого McLaren на первом этапе сезона, стало следствием инженерной работы Ferrari, и это, безусловно, так. Но не стоит забывать и ещё об одном важном факторе – в 1998-м McLaren перешла на шины Bridgestone, тогда как Ferrari осталась на Goodyear.

Именно соперничество шинников стало главной причиной резких «прыжков» формы команд от Гран При к Гран При. Одни трассы больше подходили Bridgestone, и тогда соперничать с McLaren было невозможно. Другие – Goodyear, и в таких случаях у Ferrari и Шумахера появлялся шанс.

Распоряжался своими шансами Михаэль просто блестяще — в девяти первых гонках сезона несмотря на явное техническое превосходство McLaren он одержал четыре победы, и сократил отставание от Хаккинена до двух очков! Правда, после этого Мика вновь сумел перехватить инициативу — в Австрии и Германии машины McLaren были намного быстрее, чем Ferrari, так что в Венгрию Хаккинен приехал, опережая Михаэля на 16 очков.

Остальные команды в борьбе за титул не участвовали. Ни выигравшая предыдущий чемпионат Williams, ни Benetton не могли конкурировать в скорости с лидерами. Во многом это было связано с уходом из чемпионата Renault. Найти нового партнёра было очень непросто, так что в 1998-м на машинах этих команд фактически стояли прошлогодние французские моторы — на Williams под маркой Mecachrome, а на Benetton — Playlife. Как следствие, обе нередко уступали не только McLaren и Ferrari, но и Jordan, на которых стояли очень неплохие двигатели Mugen Honda.

Так произошло и на Хунгароринге, где четвёртое время в квалификации показал выступавший за Jordan Деймон Хилл. Поулу он уступил 1,2 секунды, но опередил Ferrari Эдди Ирвайна. Первая тройка была вполне традиционной — Мика Хаккинен, Дэвид Култхард и Михаэль Шумахер. Причём, всех троих разделили всего 0,4 секунды.

Однако размер отставания не играл большой роли — тот факт, что Шумахеру необходимо было стартовать позади своих главных конкурентов, стал плохой новостью для Ferrari, ведь обгонять на Хунгароринге чрезвычайно тяжело. Оставалось надеяться лишь на старт и на стратегию.

Старт, однако, позиций в первой тройке не изменил — Хаккинен лидировал, его тылы прикрывал Култхард. Гоночный темп Михаэля был неплох, но он ничего не мог поделать с маячившей перед ним машиной Дэвида. На четвёртое место вышел Ирвайн, обогнавший Хилла, но эти парни, как и оба гонщика Williams позади, выступали в другой лиге. Более того — уже на 13-м круге Ирвайн сошёл из-за отказа коробки передач.

Первая серия пит-стопов началась в районе 25 круга, и на расстановку сил не повлияла. Хаккинен лидировал, опережая Култхарда на четыре секунды. Для Шумахера всё сложилось особенно неудачно, так как после пит-стопа он оказался позади Вильнёва, который планировал остановку на несколько кругов позже, и потерял время. В этот момент ситуация для Ferrari складывалась хуже некуда, и хотя после того, как Вильнёв, наконец, отправился на пит-лейн, Михаэль быстро догнал Култхарда, это не сильно её улучшило.

Второй пит-стоп при удачном стечении обстоятельств мог помочь опередить Култхарда, но не Хаккинена — а больше лидеры останавливаться не планировали. Однако второе место, позади своего главного конкурента, Шумахера никак не устраивало. Нужно было что-то менять, и в ход пошёл план, придуманный Россом Брауном.

Он решил перевести Михаэля на стратегию трёх пит-стопов, чтобы позволить ему атаковать на свободной трассе. Так что уже на 42 круге немец остановился во второй раз. Отрыв от занимавшего четвёртое место Хилла был уже достаточно велик, так что Шумахер вернулся на трассу третьим, и перед ним никого не было. Чтобы реализовать план, ему нужно было ехать максимально быстро — и он сразу же начал атаковать.

В McLaren быстро поняли, что происходит. Они провели пит-стопы для Култхарда на 44 круге и для Мики на 46-м, но было уже слишком поздно — в обоих случаях пилоты оказались позади Михаэля! К тому же, они по-прежнему считали стратегию двух пит-стопов лучшей, так что машины были заправлены до финиша. В это же время на машине Хаккинена возникли проблемы с амортизатором, и его темп упал. Мику быстро догнал Дэвид, но несколько минут колебаний на командном мостике дорого ему стоили. Лишь на 51-м круге Култхарду позволили опередить напарника.

Впрочем, даже после этого темп Шумахера был намного выше, чем у шотландца. Он проезжал каждый круг на секунду быстрее, и отрывался всё дальше и дальше. На 60-м круге он проехал самый быстрый круг гонки — на 1,2 секунды быстрее лучшего результата Дэвида. За 15 кругов до финиша отрыв Михаэля достиг 27 секунд, чего было достаточно для проведения пит-стопа. Когда Браун сообщил об этом Шумахеру, тот ответил «Большое спасибо» и свернул на пит-лейн.

После пит-стопа Шумахер вернулся на трассу лидером, а к финишу довёл свой отрыв от Култхарда почти до 10 секунд. Хаккинен не смог удержаться и на третьем месте — на последних кругах его темп совсем упал, так что он пропустил сначала Вильнёва, а затем и Хилла с Френтценом. Он смог заработать лишь одно очко, так что отрыв в чемпионате опять сильно уменьшился — до семи очков за четыре этапа до конца сезона. Совсем не похоже на доминирование.

Вильнёв в итоге финишировал третьим во второй раз подряд, и принёс последний, как нам сегодня известно, подиум для моторов Mecachrome. Он проиграл Шумахеру 44,444 секунды. Хилл во второй раз подряд был четвёртым, а Френтцен смог прервать длинную серию неудач, заработав два очка за пятое место.

Конечно, если бы не проблемы у Мики, Шумахеру было бы сложнее создать необходимый отрыв перед пит-стопом. Тем не менее, это был один из ярких примеров синергии между Россом Брауном и Михаэлем Шумахером. Росс предложил идеальную в той ситуации стратегию, однако для того, чтобы её реализовать, ему нужен был именно Шумахер, способный ехать в высочайшем темпе на протяжении большей части дистанции. После финиша Михаэль признался, что это походило на «60 квалификационных кругов подряд».

В этой гонке не было ни красивых обгонов, ни борьбы колесо-в-колесо, не было дождя, красивых аварий, драматических ошибок. Тем не менее, она держала в напряжении зрителей на протяжении почти всей дистанции. Именно поэтому гонка в Венгрии 1998 года заняла 35 место в списке «100 величайших Гран При», составленном журналом Motor Sport в 2016 году.

Концовка, правда, была несколько смазана. На трибунах было очень много болельщиков Ferrari и Шумахера, которые неистово приветствовали успех своих кумиров. После финиша, ещё до того, как машины добрались до боксов, они прорвались на трассу, поставив под угрозу как свои жизни, так и безопасность пилотов. Организаторы гонки за это позже были оштрафованы на $1 млн — правда, фактически с них взяли только $250 тысяч. Ещё $750 тысяч висели над ними дамокловым мечом ещё два года. Но так как подобное больше не повторялось, заплатить их так и не пришлось.

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ