Когда первые машины Формулы 1 стартовали в первой гонке, марка моторного масла в их двигателях не имела такого большого значения, как сейчас. Нет, конечно, примеры использования отдельными командами вполне конкретных марок встречались, но это нужно было скорее производителям масла, и скорее в чисто рекламных целях.

Для остальных в этом просто не было смысла – хотя хорошее масло от плохого в те годы отличалось куда сильнее, чем сейчас, разница всё равно значила не так много в пересчёте на секунды на круге. И поработав неделю в гараже над подвеской, можно было получить вдесятеро больший прогресс, чем потратив ту же неделю на подборку масла. Когда необходимо отыграть секунду, одна десятая не имеет значения – не говоря уже о сотых.

Однако время шло, и ситуация менялась. Результаты становились всё более плотными, искать место для усовершенствования становилось всё сложнее. Время на круге, которое поначалу измеряли с точностью до десятой, уже в 60-х пришлось делить до сотых, а ещё через 10 лет в ход пошли тысячные.

Тогда и началось сражение между производителями масел. Конечно, рекламный эффект всё ещё стоял на первом месте, однако теперь команды понимали, что от выбора масла может зависеть их результат. Производители масел, в свою очередь, увидели в Формуле 1 грандиозный полигон для своих разработок, где за один сезон можно было пройти путь, который в обычных условиях требовал нескольких лет.

К примеру, именно так воспринимали Формулу 1 во французской компании Elf. Компания образовалась после слияния нескольких мелких производителей топлива и масел в Аквитании в 1967 году и сразу же стала партнёром французской команды Matra в Формуле 3. В том же сезоне Анри Пескароло принёс этому дуэту титул. А уже в следующем году Elf вместе с Matra оказалась и в Формуле 1.

Настоящего успеха этот французский альянс добился после того, как к нему присоединились британцы – команда Кена Тиррелла под названием Matra International и пилот Джеки Стюарт. Это был очень успешный коктейль: на французских шасси теперь стояли британские моторы Cosworth, но в них заливалось французское масло Elf. Результат – оба титула в 1969 году!

Сотрудничество Elf и Кена Тиррелла после этого продолжалось ещё долгие годы, хотя команда уже называлась Tyrrell. Но этим в Elf не ограничивались – компания сыграла важнейшую роль в «нашествии» французов на Формулу 1 во второй половине 70-х годов. Они создали свою гоночную школу, и основали программу поддержки молодых пилотов – пожалуй, первую подобную программу в мире.

В разные годы через неё прошли Франсуа Север, Патрик Тамбэ, Дидье Пирони, Жак Лаффит, Рене Арну, Жан-Пьер Жабуй и многие другие пилоты, попавшие в дальнейшем в Формулу 1. Вскоре появился у Elf и новый партнёр – компания Renault, также решившая прийти в чемпионат мира. Так возник новый альянс, который принёс Elf в общей сложности 18 титулов.

Разумеется, в плане эффективности масел за эти годы был пройден огромный путь. В 1960-х использовались в основном минеральные масла, а к 1980-м они уже были только синтетическими. Но даже оно совершенно не подходит для современных двигателей – настолько далеко с тех пор ушли технологии как в автомобилестроении, так и в производстве масел. И Формула 1, да и вообще автоспорт, сыграли в этом огромную роль.

Так, именно в Формуле 1 возникло немало инноваций в области моторных масел, которые затем (иногда сразу, иногда через несколько лет) перетекали в мир обычных двигателей. Зачастую в обычной канистре масла, купленной в магазине, содержатся технологии, которые 10 лет назад считались ноу-хау производителя и команды Формулы 1.

На сегодняшний день масло – одна из немногих областей в Формуле 1, где сохранилась относительная свобода. Поэтому производители масел, партнёры команд Формулы 1, постоянно экспериментируют, пытаясь добиться наилучших показателей. Цели при этом могут быть разными – можно увеличить срок службы деталей, можно сделать мотор более экономичным, а можно и повысить мощность.

К примеру, 10 лет назад, когда работа над двигателями по ходу сезона запрещалась, улучшение горюче-смазочных материалов было едва ли не единственным способом добиться от мотора большего. И хотя точные цифры никогда не называются, в некоторых случаях, как считается, производителям удавалось повысить мощность мотора на 10 л.с.!

Разумеется, при создании масла для обычных машин перед производителем стоят немного иные задачи, нежели в Формуле 1 – и в чём-то они могут быть и более экстремальными. К примеру, двигатели Формулы 1 заводятся строго в определённых условиях – для этого масло предварительно прогревается до 60 градусов. В обычной жизни такой возможности у водителей нет, да и эксплуатировать технику порой приходится в куда более суровых погодных условиях, чем на гоночном автодроме.

В таких случаях помогает опыт выступлений в других видах автоспорта – например, в ралли, ралли-рейдах, в ледовых гонках и так далее. С другой стороны, зачастую те инновации, что придуманы в автоспорте, используются в обычной жизни немного иначе. К примеру, масла с вязкостью 0W, способные работать при минус 35 градусах Цельсия, изначально были созданы именно для автогонок.

Разумеется, столь низких температур в гонках не бывает – это масло создавалось для того, чтобы эффективнее работать в гораздо более жарких условиях, а его «морозоустойчивость» оказалась своего рода побочным эффектом. Однако для обычных масел он очень пригодился.

На сегодняшний день многие масла, продающиеся в обычных магазинах, имеют такой автоспортивный «шлейф» – особенно если их производитель много лет провёл в автоспорте на высшем уровне. Это касается и масел Elf. Например, именно благодаря Формуле 1 появились масла серии Elf Evolution 900 SXR, разработанные специально для высокооборотистых двигателей с высокими требованиями к качеству смазки. Автоспортивное происхождение имеет и масло Elf Evolution Full Tech LSX, наиболее технологичное из «гражданских» версий.

Если же вам всего этого мало, то вы можете купить и спортивное масло – к примеру, если вы хотите эксплуатировать двигатель в экстремальную жару, то для вас подойдёт масло, прошедшее через «горнило» ралли-рейдов, HTX 825 10W-60. Его характеристики максимально приближены к гоночным маслам, но стоить такой продукт будет, конечно же, гораздо дороже. Но в большинстве случаев использовать такие экстремальные масла нет особой необходимости – ведь и обычное масло несёт в себе всё лучшее, что придумал производитель за годы выступлений в автоспорте.

Источник: f1news.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ